На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Храм Троицы Живоначальной в Листах или Как позвонить в колокола на Пасху

Всего 42 фото

Что интересно, я никогда не знаю точно, о чем буду писать у себя в журнале, исключая, конечно, масштабные проекты, к примеру, о больших выставках, которые готовятся за́годя. А этот удивительный, светлый и возвышенный храм у метро Сухаревская всегда вызывал у меня желание его фотографировать и когда нибудь рассказать о нем в своем блоге. И только сейчас, возвращаясь из Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» 1 мая 2016 года, я вдруг вспомнил, что в первую пасхальную неделю во всех храмах имеется возможность позвонить в колокола и, в этот самый момент я и услышал странноватый и неуверенный церковный звон с колокольни этого храма. Сказано – сделано — я тут же скорректировав свои планы и отправился на храмовую колокольню, чтобы позвонить своими руками в церковные колокола, и лично возвестить о великом и, не только, церковном празднике, чего я, кстати, никогда в жизни то и не делал.
Оказалось, что это действо только, что закончилось, а с колокольни уже раздавался стройный, твердый и раскатисто-переливчатый колокольный звон. Я не стал слушать женщин, стоявших у колокольни, говоривших, что туда, «типа», "нельзя" и, забрался по крутой винтовой металлической лестнице на самый её верх. Молодой звонарь сосредоточенно, отрешенно и вдохновенно звонил. Распорядитель, находившийся тут же, изрядно утомленный, очевидно, настойчивыми и специфичными пасхальными вольными «звонарями», замахал руками, делая отчаянные отрицательные жесты, говоря, что звон уже идет сейчас к вечерней службе. Поняв, что "позвонить" явно не удастся, я просто попросил у него разрешения сделать пару кадров с колокольни под гудящими и раскачивающимися огромными басовыми колоколами… Вот так, ненавязчиво и родился этот пост о Церкви Троицы Живоначальной в Листах. И время, как говорится, пришло, — написать об этой церкви — явно я должен был сделать это именно сейчас, поэтому Вы его и читаете 4 мая 2016 года, поскольку по времени он явно актуален)
Хочу только отметить, что фотографии, сопровождающие текст, сделаны в самое разное время, в разное время года и, с применением, также, разного фотооборудования… Ведь, наверное, любопытно будет рассмотреть этот храм на фотографиях за последние пять лет!?
Первое письменное упоминание о деревянной церкви в этом месте относится к 1632 году. Это было стратегически важное и сакральное место – здесь проходил путь в Троице-Сергиеву лавру и, далее, к русским северным землям.Точная дата начала постройки каменной церкви неизвестна, но в 1657 году рядом с деревянной церквью уже идёт строительство каменной. Церковь всегда находилась под покровительством царей династии Романовых и патриархов. Святейший патриарх Никон осуществлял освящение фундамента этого каменного храма.
02.

Храм сооружался в период запрета шатрового зодчества, когда патриарх Никон повелел вернуться к традиционной византийской архитектуре. Стрельцы добросовестно возвели свою полковую церковь старинным способом, в форме пятиглавого крестово-купольного храма, как и требовал Никон. Тем не менее, даже этот вполне традиционный храм вызвал неудовольствие патриарха. Дело в том, что он сам выдал храмозданую грамоту на строительство, где были указаны точные размеры храма, но стрельцы отступили от заданной нормы, чтобы храм вышел просторнее.
03.

Разгневанный патриарх приказал «разметать» фундамент, а старосту вместе с семьей отлучить на 10 лет от Церкви. Может быть, патриарх Никон так утверждал приоритет духовной власти над светской, но ведь это был полковой храм государевых стрельцов. Так или иначе, староста вскоре пал смертью храбрых в бою, и с семьи героя отлучение сняли. А стрельцы пошли на невинную техническую хитрость – для «законного» храма все-таки использовали старый, уже заложенный фундамент, сумев возвести на его основе меньшее по размеру здание.
04.

На строительство церкви  в 1657 году царь Алексей Михайлович пожаловал стрельцам 150 тысяч кирпичей за поимку Степана Разина, а также выделил образа, царские двери и серебряный потир, вывезенный из Орши. Освящение храма состоялось при участии того же патриарха Никона в 1661 году.

Здесь, на фото ниже, хорошо видно как изменился уровень городской земли в сравнении с XVI-XVII веками.
05.

06.

07.

Название «в листах» церковь получила из-за торгующих около нее своими работами печатников, работников Государева Печатного двора, основанного Иваном Грозным неподалеку, на Никольской улице. Они развешивали, изготовленные кустарным образом, лубочные картинки на ограде церкви, демонстрируя тем самым свой товар.

Первоначально церковь была кладбищенской, а к середине XVII века стала полковым храмом стрельцов полковника Василия Пушечникова, которые инициировали возведение нового каменного здания.
08.

1680 году к церкви пристроили трапезную и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в честь окончания Чигиринского похода.
09.

В 1689 году в здании случился пожар, в результате которого треснула глава церкви. В том же году Петр Первый, за участие в подавлении бунта Шакловитого, пожаловал стрельцам 700 рублей на восстановление пострадавшего здания.
10.

Троицкий храм по праву может быть назван памятником воинской славы – Троицкого, Виленского, Низовского и Чигиринского походов. Здесь стрелецкий полк целовал крест, принимал присягу на верность царю. По обету, в честь успешного участия стрельцов в Чингиринском походе (1677-1678 гг.), во многом определившего исход русско-турецкой войны и воссоединения земель Украины с Россией, был возведен Покровский придел (освящен в 1680 году). Первая колокольня была возведена после Азовского похода.
11.

12.

В 1704 году храму присвоили статус адмиралтейского — рядом, в Сухаревой башне, где в то время размещалась Школа математических и навигацких наук.
13.

В 1770 году разобрали обветшавшую колокольню, а в 1774 году — трапезную с приделом. Примерно в 1796 году построили придел во имя Иоанна Дамаскина. В 1805 году его переосвятили во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского.
14.

В 1774 году был заново выстроен и освящен Покровский придел на средства фабриканта П.В. Колосова. Возведены новые ограда и каменная колокольня — в 1788 году, при этом, в отличие от большинства московских церквей, новая колокольня была возведена с восточной, а не с западной стороны храма из-за указа Екатерины II о «красных линиях» города. На месте старой колокольни возвели крыльцо на белокаменной площадке.
15.

В декабре 1825 года, во время восстания декабристов в северной столице, храм оказался в центре событий, связанных с принятием присяги новому императору. Военная команда Сухаревой башни первая в Москве присягнула царю Николаю Первому. К присяге ее привел настоятель храма Григорий Богоявленский. Это произошло ночью так медлить было нельзя. За сухаревцами последовали все полки Москвы.
16.

В середине – второй половине XIX века храм неоднократно поновлялся. При протоирее Павле Соколове в 1857 году новой переделке подверглась трапезная, устроен новый иконостас и сделаны стенные росписи. На освящении храма святитель Филарет (Дроздов) высоко оценил эти труды, особо поблагодарив настоятеля и автора росписей – художника А.М. Варламова. В 1878 году росписи храма обновили, был заменён иконостас, и в том же году храм утеплили, а стены отделали под мрамор. Храм освятил 2 апреля 1978 года митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов). В 1882 году наследники святителя Иннокентия передали в дар храму частицы святых мощей, которые всегда были со святителем в его поездках.
17.

Изначально храм строился по типу соборного – монументальный кубический объем, крупный масштаб членений стен, массивные барабаны с большими шлемовидными главами. Он выполнен в формах четырёхстолпного пятиглавого храма грозненского времени, что совершенно нетипично для времени его постройки.
18.

К древнерусской традиции отсылают, среди множества прочих деталей, многообломный профилированный карниз, арочные перспективные порталы на боковых фасадах и крупные барабаны со шлемовидными куполами. При Петре Первом решили покрыть храм по европейской моде лещадью (белым камнем). Затем от этой идеи отказались и храм получил обычное четырехскатное завершение.
19.

Южный портал.
20.

В 1930 году настоятель храма В. Н. Страхов был арестован, а в 1938 году — расстрелян. В 1939 году церковь закрыли, снесли купола, а над трапезной возвели ещё один этаж. Первоначально в здании бывшей церкви разместили общежитие работников трамвайного депо, затем — скульптурные мастерские, для которых частично разобрали стены, а в полу вырыли ямы для хранения глины и гипса. В 50-х годах снесли верхние ярусы колокольни храма, а в 60-х снесли ее здание полностью.
21.

В 1972 году в ходе строительства станции метро «Колхозная» (ныне — «Сухаревская»), один из выходов которой начали возводить прямо под стенами бывшего храма, была нарушена гидроизоляция — в подвалах появилась вода, а на сводах образовались трещины. Архитекторы-реставраторы О.И. Журин и П.Д. Барановский добились решения о приостановке работ и реставрации здания церкви к Олимпиаде 1980 года. В 1979 году из здания выселили скульптурные мастерские, и под руководством О.И. Журина начали работы по восстановлению первоначального облика храма. Именно по его проектам были позднее воссозданы Иверские ворота с часовней и Казанский собор на Красной площади.

22.

Основная часть реставрационных работ была выполнена в 1979-1980 годах: снесён надстроенный этаж, восстановлены своды, надстроены главы и купола, установлены кресты, восстановлен оконный декор. Затем работы приостановились — возникла идея устроить в здании концертно-репетиционный зал Москонцерта. Был разработан проект перестройки, который, однако, не был реализован.
23.

Полностью реставрацию здания завершили в 1990 году, храму был возвращен его первоначальный вид XVI века. В том же году его передали Русской православной церкви. В 1991 году храм заново освятили и в нём начались регулярные богослужения. В 1998 году благоустроили территорию и установили новую чугунную ограду.
24.

В 2004 году возвели новую колокольню, пропорции которой были рассчитаны на основе сохранившихся фотографий и обнаруженных при раскопках фундаментов. На колокольню водрузили 10 новых колоколов, отлитых в Тутаеве. По словам О.И. Журина, основная заслуга в воссоздании колокольни принадлежит его ученику А.В. Фёдорову.
25.

Издавна храму принадлежала (со времен стрельцов) довольно обширная прилегающая территория с торговыми лавками. В начале XIX века были построены новые дома для торговых лавок. Часть доходов шла на содержания церкви с причтом. Строительство доходных каменных домов было продолжено и во второй половине века на Сретенке, которые сохранились до нашего времени.
26.

27.

28.

29.

Как мы помним, церковь (с 1635 года) была кладбищенской, — ведь тогда, по обычаю, москвичей хоронили при их приходских храмах, и на её погосте погребались местные жители и оно было достаточно большим для городского кладбища. Я долго пытался понять, — где проходили границы этого кладбища и, в одном, уже утерянном сейчас мною источнике, узнал, что кладбище располагалось с северо-западной стороны храма – там сейчас как раз построен большой торгово-офисный центр, выходящий своим фасадом на Садовое — у метро Сухаревская. Как известно, в подвальном помещении этого ТЦ располагается  крупный книжный магазин – ранее это вроде бы был «Новый книжный»…

На фото ниже — это он и есть…)
30.

Так о чем это я?
Дело в том, что уже достаточно давно, как только я оказывался в этом подвальном помещении, особенно в его части, наиболее близкой по расположению к Троицкой церкви – меня охватывает какое-то странное тоскливо-мрачно-обреченно-холодное ощущение – и, как будто, одновременно, "не хватает свежего воздуха". Ранее, я не обращал на это своего внимания, списывая этот эффект на экономию затрат арендатора на вентиляцию, но узнав, что церковь была кладбищенской — обнаружил, что объем подвального этажа этого ТЦ как раз и находится как в плане, так и на уровне древних захоронений и мои ощущения вполне себе подтверждаются не только отсутствием вменяемой вентиляции, но и во вполне себе субъективных таинственных энерго-информационных причинах…)
31.

Короче, находясь в этом подземном помещении, мы разгуливаем по бывшему 3D-объему того самого старого московского кладбища. То есть на уровне книжных полок когда-то располагались конкретные захоронения) Было бы интересно еще от кого либо услышать о его личных ощущениях – может я слишком впечатляюсь!?)

В общем, — это виды с колокольнии Троицкой церкви в Листах на Сухаревскую площадь.
32.

А это — тот самый звонарь, которого я застал за этим звучным переливчатым процессом творения…)
33.

34.

35.

36.

37.

Вид с колокольни на Сретенку.
38.

Винтовая лестница — к колоколам.
39.

40.

41.

42.

Ну, собственно — вот и все. Пост был написан, как говорится, «на одном дыхании», так, что, если есть поправки или соображения – буду рад пообщаться и уточнить выложенную здесь информацию.

Источники:

Москва, которая есть. Составитель А. Алексеев. — М.: Департамент культурного наследия г. Москвы, 2013.
Официальный сайт храма Живоначальной Троицы в ЛистахЕлена Лебедева. Церковь Троицы Живоначальной в Листах.Википедия

Vladimir d’Ar

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх