За свою почти столетнюю историю компания BMW пережила немало знаковых событий. Но среди всех них можно выделить одно, самое главное: спасение от банкротства при помощи лупоглазой малолитражки.
Дело в том, что хотя BMW весьма успешно производила авиационные моторы во время Первой и Второй мировых войн и выпустила ряд легендарных автомобилей (к примеру, восхитительный BMW 507), к концу 1950-х годов фирма была близка к финансовому краху, и ее едва не продали.
Если бы не успех скромной небольшой BMW 700 (и ее предшественницы Isetta), то нам бы, возможно, пришлось жить в мире, где не было бы позднейших BMW M5, M3 и даже трехлитровой CSL. Это был бы грустный, мрачный мир, считают редакторы Top Gear.
Так что всем автоэнтузиастам стоит снять шляпу перед маленькой заднеприводной BMW с располагавшимся сзади двигателем: она проложила компании дорогу к процветанию и финансовой независимости, дав ей возможность расти, развиваться и экспериментировать.
В каком-то смысле это косвенно привело и к появлению шедевров дизайнерской мысли, представленных в этой статье.
Мы предлагаем вашему вниманию подборку концепт-каров BMW — нас на нее вдохновил представленный публике в начале этого года концепт 3.0 CSL Hommage. Он, конечно, хорош, но это далеко не самый безумный и крутой прототип Баварского моторостроительного завода.
Посмотрите, какие были еще.
Spicup, дизайн ателье Bertone
Этот концепт был показан в 1969 году на Женевском автосалоне, а создан он ныне обанкротившимся итальянским дизайнерским ателье Bertone.
Машина была построена на основе модели 2000 CS, и одной из ее отличительных черт были стальные панели крыши, убирающиеся в дугу безопасности.
Спереди Spicup был очень похож на Alfa Romeo Montreal и на Lamborghini Espada (тоже работы дизайнера Марчелло Гандини), а под его капотом была установлена 2,5-литровая рядная шестерка BMW.
Концепт-кар, показанный в Женеве, недавно был выставлен на продажу с аукциона. (Фото: Bonhams)
E25 Turbo (1972 год)
Выглядит знакомо? Ничего удивительного: это предшественник замечательной BMW M1, построенный к летним Олимпийским играм 1972 года в Мюнхене в качестве платформы для обкатки новых технологий — в том числе сложной радарной системы, предупреждавшей о бордюрах и других препятствиях.
Узнаваемый дизайнерский стиль Поля Брака позднее воплотился в BMW M1, 8 серии и даже в модели Z1 (пресловутый родстер с убирающимися вниз дверями).
Концепт Nazca (1991 год)
А это — совсем другое дело. Концепт-кар BMW Nazca M12 был дебютной работой 26-летнего Фабрицио Джуджаро, который вдохновлялся болидами Формулы-1 и гоночными автомобилями Группы C. Неплохой источник вдохновения, что уж тут сказать.
Несущий каркас и кузов машины были сделаны из углеродного волокна, и в проекте были широко применены легкие сплавы, что позволило снизить массу прототипа до 1100 килограммов.
Капот и багажник Nazca были объединены в один элемент; автомобиль имел охватывающее кабину лобовое стекло и обзорность в 360 градусов.
А еще в нем был 300-сильный пятилитровый мотор V12, взятый из модели 850i, размещенный между осями и агрегатированный с пятиступенчатой ручной коробкой передач.
Заднеприводный автомобиль имел двери в форме «крыла чайки», что сразу дает ему массу дополнительных плюсов в карму.
Концепт Z18 (1995 год)
Это мелкое недоразумение — первый родстер-внедорожник BMW. Стоит заметить, что он же пока и последний.
Пожалуй, тому есть весомые коммерческие причины, хотя сам он, конечно, отличный.
Автомобиль имел V-образный восьмицилиндровый двигатель, полный привод, пластиковые кузовные панели, навешанные на стальной каркас, а его интерьер можно было переконфигурировать по желанию.
BMW, пожалуйста, пусти его в серию! Еще не поздно.
Z9 Gran Turismo (1999 год)
С этого прототипа началось возвращение BMW 6 серии в современный модельный ряд компании. Нарисовал этот автомобиль Крис Бэнгл, а показали его в 1999 году.
Внутри он был оснащен ранней версией ныне привычной системы управления электроникой iDrive, а еще глубже в его внутренностях скрывался четырехлитровый дизель, позднее перекочевавший в модель 740d.
Кузов, само собой, был выполнен из привычных углеволоконных панелей на алюминиевом каркасе, но имел одну важную отличительную черту: двери «крыло чайки».
Тот факт, что BMW в итоге решила не делать шестую серию с такими дверями, не поддается объяснению.
Концепт X Coupe (2001 год)
X Coupe поразил публику на Детройтском автосалоне 2001 года, и остается поразительным и по сей день.
Так в BMW интерпретируют словосочетание «раздвигать границы возможного». Что ж, границы и впрямь послушно раздвигаются.
X Coupe — это сумасшедшее полноприводное купе на базе паркетного внедорожника X5, с рядным шестицилиндровым двигателем в три литра объемом и с целиком откидывающейся задней частью кузова.
Полностью ли эта машина была оторвана от реальной жизни? В общем-то нет: в каком-то смысле это прародитель модели X6, равно как и многих других внедорожников-купе.
Так что с этим инопланетным агрегатом BMW опять оказалась первой.
Концепт-купе Mille Miglia (2006 год)
Концепт-купе Mille Miglia — это иллюстрация к тому, как себе представляли будущее люди из 1950-х годов. Будущее выглядело недурно.
Общая форма машины — явная отсылка к классической модели 328.
Под углеволоконными панелями его кузова скрывалось шасси Z4 M Coupe. А это означает зажигательный 3,2-литровый рядный двигатель о шести цилиндрах с еще более зажигательными 340 лошадиными силами внутри.
Такой же мотор, кстати, стоял в BMW M3 версии E46.
Концепт CS (2007 год)
Размером эта машина была с 7 серию, и она нас серьезно расстроила. Почему?
Да потому что BMW сначала заговорила было о постановке ее на конвейер, но в конце 2008 года чертов кризис все испортил, и конвейера не случилось.
CS, тем не менее, вещь! Быстрые, плавные линии, «двигатель, подходящий динамичному характеру», низкий акулий профиль. Здорово.
Концепт GINA (2008 год)
Сначала разберемся с информацией попроще: этот концепт-кар построен на базе родстера Z8. На этом информация попроще заканчивается.
Кузов этого автомобиля — это гибкий материал, натянутый на проволочный каркас, укрепленный углеволокном.
По замыслу, водитель должен иметь возможность менять форму машины прямо в движении.
В то время дизайнер Крис Бэнгл считал, что за этим будущее: позволить клиентам самостоятельно создавать автомобили, соответствующие их потребностям.
Но если посмотреть на парковку перед любым супермаркетом, то становится ясно, что пророк из Бэнгла был так себе.
Мы в Top Gear думаем, что все дело уперлось в потенциальную угрозу от вооруженных ножницами хулиганов.
Концепт M1 Hommage (2008 год)
BMW любит свою историю — да и как ее не любить, если в ней были такие машины, как M1?
Этот яркий агрегат был впервые замечен на выставке исторических автомобилей Concorso d’Eleganza в 2008 году — в честь 30-летия выхода в свет BMW M1, первого и единственного настоящего суперкара германской фирмы.
У концепта схожий с его предком внешний вид: низкий, широкий и наглый профиль прямиком из 1970-х годов, несколько осовремененный за счет характерного дизайнерского языка Криса Бэнгла.
О двигателе ничего не сообщалось, это была чисто визуальная работа. Но только представьте себе 12 цилиндров под этим капотом…
Vision Efficient Dynamics (2009 год)
VED появился в 2009 году и мгновенно стал одним из самых обсуждаемых концепт-каров последних лет, в частности, потому, что он весь состоял из разных слоев. Ну и техническая начинка была интересной, конечно.
Гибридный турбомотор как бы намекал на то, что по динамическим характеристикам машина может быть сравнима с моделью M3, но при этом выбрасывать меньше 100 граммов углекислого газа на километр пробега.
Все равно как питаться одними тортиками и не толстеть. Мало того, этот концепт-таки достиг конвейера в виде модели i8.
Vision Connected Drive (2011 год)
Так BMW видит себе будущее, в котором автомобиль органично становится продолжением мозга водителя, причем без болезненной лоботомии.
Это концепт, показанный в 2011 году, воплощает видение мира, в котором автомобили объединены в одну сеть.
Он способен проецировать на лобовое стекло трехмерные изображения; имеет «эмоциональный браузер», подгружающий информацию о местности, где он едет; и даже оснащен многоцветными оптоволоконными элементами в кузовных панелях. Чума.
Концепт BMW 328 Hommage (2011 год)
Это сразу — да. Да еще какое «да»! Трудно даже решить, с чего начинать.
Концепт 328 Hommage — это посвящение классическому BMW 328 из 1930-х годов. А это был один из лучших гоночных автомобилей в истории фирмы.
Кузов сделан из армированного углеволокном пластика, а под капотом — трехлитровая рядная шестерка. Алюминий, кожа, мощь и ностальгия в одном флаконе. Дайте две.
Концепт Zagato Coupe (2012 год)
Еще один дебютант Concorso d’Eleganza. Этот красавец, основанный на модели Z4, появился в 2012 году в попытке возродить интерес к построенным вручную гоночным автомобилям прошлого.
Весь кузов сделан руками, как уникальные купе BMW 328 конца 1930-х годов. Идея носит название Vmax concept — что в целом, наверное, означает «быстрый аппарат».
Решетка радиатора узнаваемо БМВшная, крыша имеет форму двойного колпака, а задняя часть выполнена в рубленой форме «хвоста Камма» (этот дизайн, разработанный швейцарцем Вунибальдом Каммом, улучшает обтекаемость).
Кузов целиком отформован в одной форме.
Vision Gran Turismo (2013 год)
Это, строго говоря, не то чтобы концепт, а виртуальный автомобиль, разработанный для компьютерной игры Gran Turismo 6. Больше мы о нем практически ничего не знаем.
Концепт 3.0 CSL Hommage (2015 год)
Самая первая BMW CSL регулярно всплывает в списках лучших творений баварского концерна, и это вполне объяснимо: она не зря носит прозвище «Бэтмобиль».
Этот концепт-кар, показанный на Concorso d’Eleganza 2015 года — желтый привет замечательному гоночному автомобилю 1970-х годов, и это Вещь.
Кузов сделан из укрепленного углеволокном пластика. В дизайне читаются характерные нотки оригинальной CSL, и в то же время это полностью современный убойный аппарат. Что доктор прописал.
Вот наш список и подошел к концу. Можно также упомянуть (погуглите, если есть желание) концепты BMW Hurricane 1964 года, BMW 528/502 и M8, которая в единственном экземпляре живет в штаб-квартире компании…
Эта статья подготовлена
BBC Autos на основе материала, изначально опубликованного на сайте
TopGear.com
published on sakvoiazh.ru according to the materials bbc.com