На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 736 подписчиков

Калмыкия. Элиста. 9-й микрорайон

Есть в России национальные республики — иные декоративно-номинальные, где титульный народ редок и кучкуется по окраинам.
Иные напротив, с буйством национальных нравов — как национальные вотчины Кавказа или Тыва.

А вот Калмыкия занимает странный статус — это единственная буддийская территория Европы, а за вычетом европейского Казахстана — и единственная монголоидная.


Здесь мало древних рукотворных артефактов, но то, что попадаешь в национальную республику — это видно сразу

Характерные крыши-пагоды, хурулы

И, конечно-же, обилие своих лиц — с заметным этническим преобладанием

Всё вкупе — сразу начинает напоминать какую-нибудь из азиатских стран — Монголию больше всего, или что-то из Китая. Начинаешь ожидать соответственного

Но как только подключаешь слух, получаешь легкий огорашивающий эффект — полная доминанта русской речи.
Калмыкский язык на слух не слышен вообще. Даже вывесок, и тех почти нет.
А калмыки причем на русском говорят удивительно чисто — без частого для монголоидов гортанного призвука. Закрыв глаза — никогда не определишь разрез глаз говорящего.

Странный эффект — оказаться посреди степи, в непонятном монголоидном краю, со своей эстетикой, все обитатели которого, вместе с тем, совершенно понятны и предсказуемы.

Калмыки — не русские, но калмыки махровые россияне.
По бытовому поведению, разговору, укладу жизни калмыки ничем не отличаются от среднетемпературного по больнице жителя какой-нибудь Воронежской области или Волгоградской.

Ну а то, что ходят в хурул, да вместо крестного знамения осеняют себя сложенными ладонями, а не крестом — ну что, мало чтоль на свете чудиков?

Как в любом кочевом краю, традиции градостроительства корни имеют недлинные — всё новодел

Часть относительно (сугубо относительно) центральных районов, а по краям Элиста пошла прирастать микрорайонами — а зацепок на них так мало, что и называются они по номерам.

9-й микрорайон — один из самых новых.
Но если хочется уловить особое настроение этих мест — вполне подходящий и выразительный

Скорбный памятник репрессированным, товарный вагон, подобный тому, в каких калмыков высылали некогда на чужбину

Первым делом строится буддийская ступа — и лишь потом дома-высотки

В Элисте постоянно пытаешься примерить себя в окружающую действительность, и Калмыкия воспринимается абсолютно двойственно — если это еще один российский регион, почему он столь культурно обособлен?
А если это национальная республика, то как она при всей культурной особенности так просто впаялась в российский быт?

Интересная догадка рождается, но из российских народов, номинально исповедующих буддизм, калмыки единственные, кого поворачивается язык назвать настоящими буддистами. Они очень в своем буддизме органичны — в противовес, скажем, тем же тувинцам — по факту полными шаманистами.

Калмыки построили свою странную, лишенную броских ориентиров, но очень узнаваемую республику — возможно на буддийском всепримирении.

Впрочем, чем славна степь, и чем отличен кочевник от земледельца — в степи, когда горизонт во все стороны, людей нет, а просторы такие, что хоть день и ночь на коне скачи — собрата не увидишь, в степи совсем по иному относишься к любым вопросам соответствия. Нет границ, и всё быстро растворяется в вечности. Или нирване — тут уж кто во что верит, тому по вере его и воздается.

А в Элисте, даже не самом крупном городе республики, а единственном населенном пункте республики, который можно назвать городом, степь не отпускает и городского жителя — никогда и нигде.

Потому что даже поселившись в новом доме, в каком-нибудь 9-м микрорайоне — бросаешь взгляд в сторону, а недвижная великая степь расстилается прямо за окнами. И пропадают под ногами тропинки.

И тут же забываешь, зачарованный, пред оком степи всё, что хотел сказать.
И я вот тоже забыл.

published on sakvoiazh.ru according to the materials ru-travel.livejournal.com

Ссылка на первоисточник
наверх