На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Слава и трагедия гениального сыщика: Почему главу уголовного розыска Российской Империи считали русским Шерлоком Холмсом


Кошко Аркадий Францевич — гений русского сыска
В начале прошлого века даже одно упоминание имени этого сыщика наводило страх и ужас на весь преступный мир. А московская сыскная полиция, возглавляемая им, по праву считалась лучшей в мире. Он, выходец из белорусского местечка, сделал головокружительную карьеру.

Но жизнь иногда подбрасывает неожиданные сюрпризы…

Родился будущий гениальный сыщик в 1867 году под Минском. Будучи потомственным дворянином, он поступил в военное училище, по окончании которого был направлен на службу в Симбирск. Однако военная карьера не прельщала молодого юнкера, который с детских лет увлекался чтением детективов. И в 1894 году, поняв, что раскрывать преступления – это его призвание, он без сожаления оставил военную службу и ушел в сыск.
Семья и многие родственники не одобрили это его решение, многие даже перестали с ним общаться, но юноша был непреклонен.

Переехав с семьей в Ригу, он поступает на службу в полицию и начинает ее с должности помощника инспектора. В городе в это время началась череда жестоких убийств, и Аркадий с энтузиазмом сразу же включился в работу, ведь ловить преступников было его мечтой. При этом он часто использовал приемы своего любимого литературного персонажа – сыщика Лекока. Так же, как и Лекок, Аркадий, переодевшись в потрепанную одежду и наложив грим, бродил по улочкам города, его рынкам, притонам и кабакам, и за разговорами добывал информацию, знакомился с нужными людьми и вербовал агентов.

Показатели раскрываемости преступлений стали расти. Его усердие в работе и способность распутывать даже казавшиеся безнадежными дела заметили и оценили. Уже по прошествии шести лет Аркадий Кошко стал начальником рижской полиции, а спустя пять лет талантливого сыщика перевели в Петербург, где он возглавил полицию в Царском Селе, и там он также проявил себя с самой лучшей стороны.


Полицейские части в здании Конно-Гвардейского манежа во время ежегодного праздника полиции

А вскоре, по настоянию самого премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, Кошко становится начальником уже московского сыска.


Начальник Санкт-Петербургской сыскной полиции Владимир Гаврилович Филиппов и начальник Московской сыскной полиции Аркадий Францевич Кошко (справа)

В то время преступность в столице процветала, а раскрывалась лишь очень малая часть преступлений. В работе самой полиции также были вскрыты серьезные нарушения.
Это назначение стало для Кошко самым настоящим вызовом, и он его принял.

Став начальником, Кошко много времени посвятил наведению железного порядка и дисциплины, практически каждый сотрудник был у него на контроле.
Уже за первые три года его работы коррупция в рядах полиции была полностью искоренена.
Показатели раскрываемости преступлений начали расти, и вскоре стали лучшими в мире.

Говорят, что именно тогда московские сыщики стали носить нагрудные знаки «МУС» (Московский уголовный сыск), отсюда и возникло впоследствии их прозвище — «мусора».

Большую помощь полицейским оказали наработки Кошко, касающиеся идентификации личности на основании антропологии и дактилоскопии, которые он с успехом опробовал еще в Риге.
Теперь в распоряжении московских сыщиков была основательная и постоянно пополняемая картотека преступников.
Многие разработки Кошко впоследствии стали с успехом применяться и в других странах, в том числе и в знаменитом Скотланд-Ярде.

На дверях его кабинета наряду с информацией о часах приема была приписка – «По неотложным делам прием в любое время дня и ночи».

Но самого начальника в кабинете застать было сложно, несмотря на свой высокий чин, он брался за раскрытие многих преступлений, при этом лично участвуя в задержаниях.

Даже будучи начальником, Кошко продолжал практиковать свой любимый метод с переодеваниями, частенько выходя в город для встречи со своими агентами или появляясь в логове преступников то в облике распутного гуляки, то в облике уголовника. В полиции для этих целей имелся целый гардероб и работал гример.

Несколько громких резонансных дел, раскрытых при его личном участии, принесли Кошко всероссийскую славу, а его заслуги перед отечеством отметил даже император Николай II.

Вскоре Кошко назначают главой уголовного розыска всей Российской империи, и он вновь переезжает в Петербург, а в 1917 году ему присваивают чин, соответствующий генеральскому званию.


Здание уголовного розыска Российской империи

Но его блестящее восхождение прервала Октябрьская революция. Не приняв власть большевиков, Кошко уехал сначала в Киев, потом в Одессу. Но из-за начавшихся репрессий ему пришлось навсегда покинуть родную страну и бежать в Константинополь.


Последние годы на родине Фото с супругой Зинаидой Александровной и младшим сыном Николаем

Вначале жизнь в чужой незнакомой стране была очень тяжелой. Но используя свой прошлый опыт, Кошко попытался открыть частное детективное бюро. Вскоре у него появились клиенты и первые заказы, и дела потихоньку стали налаживаться.

Но начались разговоры о том, что Турция будет всех сбежавших эмигрантов отправлять обратно в Россию. И опять пришлось все бросать и уезжать, на этот раз во Францию, где уже обосновался его брат со своей семьей.
Там знаменитому сыщику стали поступать заманчивые предложения переехать в Англию для работы в Скотланд-Ярде, но он отказывался и от должностей и от гражданства, очень надеясь на то, что скоро в России все наладится и он сможет туда вернуться.
Но не дождался….

Во Франции Кошко начал писать мемуары — «Очерки уголовного мира царской России. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции и заведующего всем уголовным розыском империи«, в которых очень увлекательно описывал свою работу в сыскной полиции. По своей занимательности эти рассказы с описанием хитроумных схем, придуманных им для раскрытия преступлений, не уступали рассказам Конан-Дойля.

В предисловии к мемуарам было сказано:

«Перебирая по этапам пройденный жизненный путь, я говорю себе, что жизнь прожита недаром… Мне грезится Россия, мне слышится великопостный перезвон колоколов московских, и, под флером протекших лет в изгнании, минувшее мне представляется отрадным, светлым сном…»

Первый том вышел в 1926 году, остальные увидели свет лишь после его смерти.
Скончался русский генерал в Париже, где его и похоронили. Случилось это в 1928 году, 24 декабря.

В России мемуары, написанные этим талантливым человеком, были переизданы лишь в 90-е годы, только тогда многие и узнали об этом неутомимом и гениальном сыщике, страстно мечтавшем вернуться на родину.

В 2007 году в России был учрежден орден имени Аркадия Францевича Кошко.


Орден А.Ф. Кошко за заслуги в деле уголовного сыска

А в городе Бобруйске установили памятник Аркадию Францевичу Кошко и его брату.

Вошёл в историю и автор советских шлягеров и генерал-майор милиции.
Две профессиональных судьбы Алексея Экимяна кажутся литературным романом.

published on sakvoiazh.ru according to the materials kulturologia.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх