Писать о поездке в Калужскую область тяжело, потому что область по площади маленькая, а впечатлений много. После встречи с ТИЦ Москвы мы отправились в Калугу. Купили отличные билеты за 1000 рублей на сидячий экспресс, который пообещал довезти нас до Калуги за 2 два, и даже покормить, что и было сделано.
Остановка, Калуга… Вид перрона меня смущает… Спрашиваю проводника: а ещё какие-нибудь Калуги будут? Отвечает: нет, у нас только здесь остановка. Калуга-2. Звоню встречающему нас в Калуге-1 Алексею Каргашину, смеёмся, будет через 15 минут.
Приехал Лёша, мы сели в машину, и сразу поехали. По пути он ввёл нас в курс своих движений: Алексей — специалист по развитию туризма при национальном парке "Угра", разбросанном в трёх частях по Калужской области. Мы приехали не только "посмотреть", но и "посоветовать"…)
Первой нашей остановкой был буквально "перед нами" открытый объект — "Плацдарм Русиновский берег". К слову, уже был вечер, начинало темнеть.


Везде по лесу окопы, ямы блиндажей, гнёзда для зенитных пушек и пулемётов, поставленных на вращающиеся горизонтально колёса, обеспечивающие лёгкое круговое вращение.

Авторы мемориальной тропы восстановили позиции на обрыве реки, вычистили часть окопов, восстановили блиндаж в три наката.



Рядом — заброшенный памятник архитектуры. Церковь Преображения конца XVIII века. Церковь построена хозяевами усадьбы, по территории которой мы отправляемся гулять.

Развалины всегда интересны.

Последней владелицей усадьбы была некая Карпова Марфа Михеевна. Алексей, кстати, ищет потомков Карповой, в надежде найти хоть какую-то информацию о последней владелице.



Здесь было одно из мест знаменитого "стояния на Угре", в ходе которого обе армии — и русская, и татарская — струсили очень не хотели воевать.) Угра была границей Московского княжества, дальше — Великое Литовское княжество. Осознайте размеры и границы. Мы на литовской стороне.)



Высота горки не маленькая — метров 25-30. Это вид на среднюю площадку, под которой крутой обрыв, явно усиленный бревенчато-насыпными сооружениями — он не осыпается при всей своей крутизне. Под ребятами на фото метров вниз — крутой обрыв. Фото, к сожалению не передаёт… Поэтому рекомендация №4 — бросьте на дно оврага что-то передающее размер. Можно набить оранжевый костюм сеном.

Полагают, что название Опаков происходит от "опака", у которого много значений в словаре Даля, но, в общем — опака — либо особо вязкая белая глина, либо выходы "белого камня" — известняка. А "Палатки" — легендарное название, вошедшее в обиход в XIX веке, как место, где стояли палатки лагеря хана Ахмата. Опаков, бывший в Литве пограничным городом, перешёл к Москве, превратился в село, а после разрушения в 1929 году церкви Преображения — в деревню. Сейчас это дачный посёлок и туристическая база со своей огороженной территорией: клуб выходного дня человек на двадцать.) Место тихое, красивое, со своей историей, с археологическими и природными памятниками. На заднем плане — развалины усадьбы.

Поехали дальше. Нац.парк "Угра" — это территория более 150 тысяч Га, несколькими частями протянувшаяся по берегам самых чистых рек области — Жиздре и Угре. Тут много болот, ручьёв, рек и озёр. Некоторые весьма живописны.

Ехали мы в село Никола-Ленивец, в вотчину российского арт-ленда. Я не отношу себя к сторонникам "современного" искусства, но ребята, организующие нам поездку — молодая кампания "Калуга-трэвэл" (или "служба внутренних друзей", как они себя называют) рекомендовали именно Ленивца. Историю этого странного пространства, получившего название ещё во времена царя Гороха, а развившегося в эпоху художника Полисского, каждый может найти где угодно. Это Бобур.

На обзорную площадку Бобура ведёт винтовая лестница.

По лицам видно: эта штука качается.)

На Бобуре ощущаешь себя дозорным невиданной прутяной крепости, ожидающим внезапного набега вражеского трактора….

Я наконец-то узнал, как сворачивают эти странные валики из сена…

Фотогеничность пространства с Бобуром и с Бобура — поражает. Он достоен созерцания. Хватит Бобура.

Дальше и увидели новый объект — "Белые ворота".

Их устанавливал лично Полисский в ватнике и резиновых сапогах.

Приехали в парк, бросили машину и пошли. Как-то сразу вышли к знаменитой Жар-птице. В неё можно накидать дров, поджечь, дым валит из перьев, потом она раскаляется и красиво рдеет в темноте. Настоящий символ империи.

Взгляд перескакивает на другое сооружение…

И возвращается к имперской курице в полицейских фуражках. Доминанта, ё.

Уходим дальше, в сторону жилых коттеджей, и встречаем вот такую мандуловину. Попахивает тридцатыми, сплошной конструктивизм. Я, как и многие, не понимаю современное искусство. Мне оно кажется надуманным, иногда — просто высеросанным из пальца. Но разница между Бобуром и этим очевидна. Да. Бобур — искусство, Жар-петух — тоже, а это — нет. Лего.

Вышли к домикам. Один коттедж — двухместный номер. Говорят, стоит от 5 до 7 рублей в сутки.

Вокруг — сплошной дизайн и удобство.

Рядом (в сотне метров) раньше проводились детские арт-лагеря. Как теперь будет с детскими лагерями — ещё вопрос.

Вышли вот к такой башне. Зиккурат, что ли, не помню. Да и не суть. Таким сооружениям каждый волен давать свои названия.

Внутри

Сверху.

Все пространства ухожены, куча просек, тропинок, дорожек, поворотиков и ответвлений. В принципе, что такое арт-ленд мне стало понятно: это искусство использовать пространство, надавив на ключевую точку. Удивить меня можно Бобуром, заставить думать — Жар-птицей, а за душу ничего не брало. И тут я нашёл. С виду — эка невидаль — макет домика на опушке воткнули!

Я вошёл внутрь, оглянулся…

…сделал шаг и… попал в другой мир.

Создавая портал между мирами художник очень тонко ухватил точку, где одно пространство сразу превращается в другое. Браво гиду — здесь я признал, что арт-ленд способен оказывать сильнейшее эмоциональное воздействие даже на меня, эмоционально примороженного северянина.

Встречаются и такие несуразные пространству штуки: Капсула времени.

Эта напоминает спортивный тренажёр для экстремалов.

В следующей просеке притаилась походная пагода.

Знаменитая Ротонда.

В ней тренова хуча дверей…

И каждая открывает доступ в своё пространство.

И из каждого окна площадь разная видна.

Надо сказать, что эти поля не простаивают — на них высевают разные культуры.)

Разные двери, разные виды из окон и разные виды самой Ротонды — она имеет овальную форму.

Штаны. Особенность объектов в том, что они должны жить своей жизнью. Это не памятники — они должны взаимодействовать с пространством, людьми, погодными условиями. Они постепенно ветшают, рушатся, их могут сжигать, разбирать, их не восстанавливают не реставрируют… Так сохраняется жизнь территории, её постояное изменение.

Внутри странно.

Поднимаешься наверх, и, опять вынужден признать — произведение искусства: Комната одинокого художника.

Сразу — то ли мостик, то ли аллея…

С этого произведения начиналось освоение Николы-Ленивца как арт-пространства. "Функциональная борьба дятлов с долгоносиками".

Многозначный, но тем не менее, очень конформистский, "Позолоченный телец". Так корабль.

Так — символ капитализма….

А так — вылитая церковка. Всем сестрам — по серьгам.

С освещением повезло, да…

Дальше был "Вселенский разум" — ветшающий, но всё равно величественный. Мне подумалось, что объекты Ленивца проживают свою жизнь, как и все памятники мира — египетские пирамиды, европейские замки, храмы в джунглях… Они демонстрируют нам, что происходит с творениями человека в истории: краткая вспышка и растворение — удел всего созданного.

Внутри вселенского разума.

Видимо, вентиляционная труба, отводящая перегретый воздух от процессора.)

Дом шишки. Сделано из шишек.

Сарай в тысячи дырочек… В солнечный день в нём, думаю, особенно приятно.

Слушал тишину в ухе для слушания тишины. Ничего мистического, просто ухо направлено в сторону тишины.

Тишина — у маяка на берегу. Он большой, метров 8 высотой. Вообще, говорят, что ухо и тишина — это разные стороны одного явления, и что тишина появляется там, куда направлено ухо.

Церковь частично восстановили (покрыли крышу) сами художники, живущие здесь. РПЦ на неё не претендует — прихода нет. Одни расходы.

Летний комар в натуральную величину.

Поглазев на деревяный зоопарк, я полез на колокольню, потому что считаю странным быть у колокольни, а не на ней. По лесенке — только боком.

С колокольни хочется выпить.

Мимо неработающего "Сельпо" (того же Полисского)…

Мимо указателя "На родину"…

published on sakvoiazh.ru according to the materials ru-travel.livejournal.com