На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 742 подписчика

Египетский обелиск в Стамбуле или О чем говорят иероглифы Обелиска Феодосия

Всего 74 фото

Особой достопримечательностью Стамбула является Египетский обелиск или Обелиск Феодосия. Это, пожалуй, самый древний архитектурный артефакт на византийской земле. Египетский обелиск находится сейчас на Площади Ипподром и был установлен когда-то на разделительном барьере – спи́не Большого Константинопольского ипподрома.

Сама по себе история его появления в столице Византийской империи Константинополе овеяна множеством тайн, недосказанностей и домыслов. Никто достоверно точно не знает при каких обстоятельствах Египетский обелиск появился в Константинополе несмотря на существующую однозначную краткую историческую справку о том, что повторяется во всех путеводителях и на многочисленных сайтах по туризму.
Этот материал будет попыткой собрать доступную вменяемую информацию о Египетском обелиске в Стамбуле или Обелиске Тутмоса III из Фив и осмыслить отрывочные исторические сведения и легенды. Также я попробую дать чувственный посыл к трепетным душам желающим проникнуть в тайны бытия!) Статья насыщена большим количеством иллюстративного материала, множеством фотографий, исторических выкладок, переводов иероглифических надписей, посвятительных надписей Феодосию и много чем еще. Поэтому этот пост, наверное, для тех, кто хочет внимательно и с расстановкой рассмотреть фотографии обелиска, познакомиться с историей его появления и в удовольствие порассуждать (помедитировать) о судьбе этого исторического памятника и не только…
Древний Египет для меня нечто большее чем просто любопытство по ряду моментов. Тем ни менее в "Стране Фараонов" я не был и ощутить этот удивительный контекст Древнего Египта удалось именно в Стамбуле. Это удивительный город где История причудливо соединила разные народы, культуры и религии. Уникальная атмосфера великого города незабываема и неповторима. Обелиск Тутмоса III завораживает, побуждает отбросив все земное впитывать и впитывать образ этого поразительного древнеегипетского архитектурного творения.
02.

Иероглифические символы нанесены на гранях обелиска с ювелирной точностью и без малейших изъянов. Видны даже тончайшие штрихи этих изображений. Иероглифы поражают своим совершенством, какой-то внутренней силой и многозначительной таинственной недосказанностью. Так кажется, что это действительно послание в Вечность и сейчас ты один из тех, кто получает это трепетное послание из глубины веков. А сколько еще людей примут его в необозримом далеком будущем?! Умели-таки фараоны оставить вечную и впечатляющую память о себе и своем народе.
03.

Обелиск Феодосия — лучше всех сохранившийся из привезённых в Константинополь обелисков и единственный из привезённых непосредственно из Египта. Второй сохранившийся древнеегипетский обелиск из порфира и сильно повреждённый находится во дворе Стамбульского археологического музея доступа к которому сейчас нет. По некоторым сведениям в пределах Ипподрома существовали и другие египетские обелиски меньших размеров, но если они и есть — обелиски эти все еще ждут своего обнаружения.04.

Изначально этот обелиск находился в южной части Великого Храма Атума-Ра-Амона, у седьмого пилона и был установлен как парный у входа в храм Амона, или у гробницы в Пуэмре в Фивах между 1457 и 1448 гг. до н. э. (возможно 1490 г. до н.э.). Обелиск посвящен юбилею в честь тридцатилетия правления фараона Тутмоса III и его воинских побед (архитектор Пуемра). Надписи на обелиске прославляют военные победы и завоевания Тутмоса (Тутмеса) III в Месопотамии, или просто — на водах и реках, или на реке Евфрат, или в земле Нахарина (на юге Сирии).

Изготовлен обелиск в каменоломнях из асуанского розового гранита, длиной от 28 до 32 м, массой до 540 т. Обелиск Тутмоса III имел первоначальную высоту 37,77 метра и вес около 542,94 тонны. Храм этот в Египте сохранился, и там до сих пор можно найти то самое место-основание, откуда был "выломан" обелиск.
05.

Фото Worldprint.com

Приказал доставить этот обелиск в Константинополь, видимо, еще Константин Великий (272-337 гг.), а осуществил проект его сын — Констанций (317-361 гг.). Но тогда этот обелиск довезли только до Александрии. Там и бросили. Сохранилось письмо, адресованное александрийцам преемником Констанция, императором Юлианом Отступником (331-363 гг.): “Я узнал, что у вас есть гранитный обелиск, который лежит на берегу как что-то ненужное. А ведь блаженной памяти Констанций построил баржи, чтобы отвезти его в мой родной Константинополь. Но он умер, и теперь Город требует памятник от меня. Я дарую вам разрешение воздвигнуть статую мне; вы получите колоссальную фигуру человеческих пропорций вместо гранитного блока с египетскими письменами. Более того, до меня дошли сведения, что некоторые люди начали поклоняться этому камню и спят на его вершине — это еще сильнее убеждает меня, что я должен убрать его и разделаться с этими суевериями. Те, кто смотрит на спящих там, среди ужасной грязи и нечестия, утрачивают веру в богов”.

Что интересно, статую Юлиана в Александрии действительно воздвигли (есть даже легенда, что она потом покидала свой пьедестал, пугая горожан), но сам император через год погиб, и когда именно обелиск доплыл до Константинополя, неизвестно. Видимо во время транспортировки он и переломился: его нижняя часть, около 10 м, еще в раннеосманское время находилась неподалеку от Ипподрома (в настоящее время не обнаружена ни в Египте , ни в Стамбуле), а основная часть обелиска, имеющая в высоту 19,6 м и массой около 282 тонн, была водружена с помощью специального подъемного крана (герана) на бронзовых опорах на составное мраморное основание.
06.

07.

Многозначительное "молчание Истории"…

08.

Не владея древнеегипетской технологией подъема и установки обелисков в "пятку", римские архитекторы вынуждены были его поднять и на весу установить на бронзовые "крабы"-опоры, находящиеся на очень сложном мраморном пьедестале. Это сделал префект Города Прокл в 390 г. в правление императора Феодосия I (346-395 гг.).
09.

После 395 года н.э. обелиск был переоборудован в фонтан: входную водопроводную трубу врезали в правый фасад пьедестала, а их выходы вывели в четыре сосуда, крепившиеся на кронштейны на бронзовых "крабах". Вода, переполняя их, стекала вниз. Верхняя часть пьедестала на стыке левого и заднего фасадов имеет следы реставрации. На фото ниже хорошо видны кронштейны крепления этих сосудов на "крабах".
10.

11.

Рассмотрим для начала пьедестал Обелиска Феодосия. В отличие от самого обелиска, он мраморный, а не гранитный, и хотя ему на две тысячи лет меньше, время оставило на нем свои веские следы. Постамент изготовлен в 390 г., специально под этот обелиск и украшен рельефами.Пьедестал состоит из двух частей. Нижняя, представляет двухъярусный монолит. Ее нижний ярус — прямой параллелепипед с квадратом в основании. Верхний — аналогичная фигура, но с меньшим квадратом в основании и с вырезанными на углах ячейками для кубических "крабов" красного гранита. На них покоится верхняя часть пьедестала, имеющая практически кубическую форму. На ней расположены еще четыре "краба", но уже из монолитной бронзы, на которых и установлена игла обелиска.
12.

13.

Все четыре стороны пьедестала покрыты рельефами и двумя посвятительными надписями одного содержания на латинском и греческом языках: если совсем кратко, — "Феодосий I, с помощью префекта претория Прокла, воздвиг эту четерехугольную колонну, лежавшую на земле".
На главном фасаде, в верхней части, в стаме (пространстве под Кафизмой императорской ложей), изображен Феодосий Великий с венком в руках для победителя заезда. Здесь, в окружении коринфских колонн, император награждал победителей. Изображенный на рельефе Феодосий как раз поэтому и держит в руках венок. С ним — два принца, один из которых, вероятно, Евхерий, сын военачальника Стилихона и приемной дочери Феодосия Серены. Жить этому мальчику оставалось недолго: в 408 г. он был убит вместе с отцом по подозрению в заговоре. Вокруг царственной семьи стоят охрана и чиновники, а нижней части барельефа — зрители, а кроме того, танцовщики и музыканты, которые в перерывах между забегами устраивали на арене представления. Кстати, по обе стороны оркестра показаны два органа, и это — самые первые дошедшие до нас изображения именно духовых, а не гидравлических органов.14.

В нижней части — посвятительная надпись на латыни.
15.

Подробно эта надпись от лица обелиска гласит: “Некогда я с трудом подчинялся кротким владыкам, даже имея приказ объявить о победе после уничтожения тиранов. (Однако) Феодосию и его вечным потомкам покорно все! Я был побежден и обуздан в течение тридцати дней. Под руководством Прокла я вздымаюсь к небесам”.

Если внимательно приглядеться к обеим надписям (на греческом и латыни — на противоположной стороне пьедестала), то станет заметно, что имя Прокла (в последней нижней их строке) вырезано иными буквами, чем остальные слова, да и место, где оно написано, углубляется внутрь поверхности плиты. Это — живое свидетельство бурной и жестокой политической истории конца IV в. Уже осенью 392 г., всего через два года после установки обелиска, Прокл проиграл придворную интригу своему сопернику Руфину, был объявлен вне закона, бежал, но потом, поверив лживым обещаниям о беспристрастном суде, вернулся в Город и был казнен, а его имя выскоблили из надписи. Однако фортуна переменчива — после смерти императора Феодосия в 395 г. Руфин возмечтал о царской власти и сам был казнен новым императором Аркадием, причем публично, на Ипподроме. Тогда и вернули Проклу доброе имя, в знак чего последнее вновь было высечено на прежнем месте, хотя в спешке его восстановили с ошибкой — оно стоит в именительном падеже вместо дательного.16.

На правом фасаде мраморного цоколя (в сторону Айя-Софии), в верхней части, в Кафизме и около нее — те же персонажи. Здесь изображены Феодосий, который держит в руках свиток, а также его рано умерший сын Грациан и Евхерий; иногда утверждают, что чиновник, стоящий за их спинами, — это Прокл. Прямо над вертикальным отверстием от водопроводной трубы — христианское знамя, “лабарум”. Под ними — ворота Дворца.
17.

В нижней — барельеф, показывающий процесс транспортировки обелиска.
18.

19.

20.

Иероглифы на обелиске изображенные на пьедестале аккуратно перерисованы, это позволяет увидеть, что монумент уже имеет свой нынешний, "обломанный" вид. Зато его цоколь пока еще лишен каких бы то ни было украшений. Справа от обелиска на рельефе видны своды Карцеров (темницы).
21.

22.

23.

Египетский обелиск с северо-востока

На тыльном (западном) фасаде (в сторону Города), в его верхней части — знакомый вид Кафизмы и персонажей ее занимающих.
24.

25.

26.

27.

В его нижней части (на фото выше) — изъявление покорности императору вождями варваров. Трое справа — в меховых одеждах, кожаных ботинках и длинных узких штанах, так называемых браках (отсюда наши “брюки”). Это германцы. Ношение штанов как раз в IV в. входило в моду среди римлян, но власти законодательно боролись с этим варварским поветрием. Слева представлены три персонажа в широких штанах-анаксиридах, кафтанах с рукавами и фригийских колпаках. Это персы.
28.

На нижнем основании — текст надписи на греческом языке, сочиненный элегическим дистихом: “Четырехугольный столп целую вечность лежал на земле пустой обузой. Один лишь император Феодосий, дерзнув его поднять, пригласил Прокла — и столь громадный столп вознесся вверх всего за тридцать два дня”. Дело в том, что Феодосий отсутствовал в Городе в течение всего 390 г., пока обелиск доставляли и устанавливали, — он вернулся лишь в ноябре 391 года. Похоже, что Прокл заказывал надпись сам, и придворный поэт хотел выслужиться именно перед ним…) Обратим внимание, что количество дней не совпадает в сравнении с надписью на латыни и обращенной к Кафисме (Голубой мечети). Чтобы объяснить эту разницу, вывели даже теорию, согласно которой после первой установки, занявшей 30 дней, обелиск якобы упал и вторично его поднимали уже 32 дня…
29.

На левом (от основного) южном фасаде (в сторону Мраморного моря), в верхней части, опять Кафизма.
30.

В середине трибуны мы видим Кафисму, а в ней (слева направо) — Гонория и Аркадия, будущих императоров, соответственно, Запада и Востока Империи, их отца императора Феодосия I, а еще Валентиниана ii, правителя Запада. Кто здесь главнее — явствует даже из размеров фигур. Обратим внимание на удивительные прически стражников — длинные волосы были (как и штаны) германской модой.
31.

Вообще, эта грань несет на себе самые реалистичные портреты  особенно жизнеподобны изображения чиновников.

Императорская семья, сановники и стража наблюдают ристания (барельеф в нижней части верхнего постамента).32.

В нижнем регистре показаны бега колесниц. Видна спи́на, а на ней статуя Ники на колонне, два обелиска и оварий, то есть высокая платформа, на которой стояли семь деревянных яиц, опускавшихся по одному после прохождения очередного круга забега.33.

34.

Теперь, наверное, как по мне, самое интересное — сам обелиск Тутмоса III.

Начнем как и с барельефами — с восточной стороны "смотревшей" некогда на Кафизму (сейчас на Голубую мечеть).
35.

Надпись на восточной стороне обелиска (в сторону Голубой мечети) гласит, "Фараон, хозяин корон Верхнего и Нижнего Египта, обладатель мощи, удачи, любви и уважения, дарованных ему Гором, который распростирает золотые цвета рассвета, избранник солнца, построил этот монумент своему отцу Ра…”.
36.

37.

Северная сторона обелиска.38.

Обелиск Тутмоса III — вид с северной стороны.

Надпись на северной стороне обелиска (со стороны Айя-Софии): “В великой слабости принеся жертву богу Амону, хозяину всех тайных перемещений и обладателю святого имени, фараон, друг юга, свет религии, обладатель двух венцов, могущественный повелитель решил раздвинуть границы своей страны до Месопотамии”.39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Египетский обелиск с южной стороны (со стороны Мраморного моря).
46.

Обелиск Тутмоса III — вид с южной стороны.

Надпись на обелиске с южной стороны (со стороны Мраморного моря): “Царь Верхнего и Нижнего Египта Тутмос III, из XVIII династии, принеся жертвы богу Амону, берет под свою власть все моря и реки при поддержке Гора; он построил и воздвиг эту колонну в ознаменование тридцатой годовщины своего царствования, и пусть время принесет другие годовщины…”.47.

Почему-то именно южная сторона Египетского обелиска привлекла существенно больше моего внимания…
Немного углубимся относительно надписи на этой его стороне.
48.

Дам и альтернативную версию перевода этой надписи — из книги Генри Бругша «История фараонов», изданную в Петербурге в 1880 г. Она дает более «предметный» перевод: «В надписи этой… собственно имеющие историческую ценность слова, следующие: «Царь ТУТМЕС III прошел великую окружность земли Нахарина, победоносным завоевателем во главе своего войска. Он поставил свою границу на роге (конце) света и на землях задней воды Нахарины»».
49.

По данным Вячеслава Адрова в надписи реально нет ни имени Тутмос, тем более цифры "третий", а есть следующее имя: Мен-Ра-хепер-Ра (на каждой грани обелиска в картушах с дополнениями к имени). Кроме Мен-хеп

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх