На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Дьяковская культура — фестиваль Времена и Эпохи в Коломенском

Всего 92 фото

Предполагая, что в ближайшее время напишу подробно о Дьяковом городище (благо знаю археологов осуществлявших в свое время эти раскопки), решил выложить этот материал о фестивале Дьяковской культуре в июне 2017 года в Коломенском. Фото сделаны изначально не с целью репортажа о событии, а для попытки иллюстрации быта дьяковцев, поэтому я и прервал публиковать стамбульские хроники для появления этих фото в моем журнале. Материал в процессе обработки фото оказался объемным и очень даже любопытным к моему удивлению — не знаю уж насколько аутентично выглядели персонажи дьяковцев и предметы их промыслов на этом мероприятии. Впрочем это не важно, а важно то, что такие фестивали стали проводиться и мало того — в рамках такого многоликого масштабного фестивала как "Времена и эпохи". Римляне, кочевники, варвары, скифы, гладиаторские бои на аренах, отправление языческих культов, их быт и прочее конечно интресны, но именно дьяковская культура впервые была представлена целевым образом в виде реальных персонажей, ремесел, выступлений этнических музыкальных коллективов, проведения тематических лекций. Именно для посещения этой части фестиваля и я выбрался в июне в Коломенское.

Дьяковская культура еще не до конца нами понимаема и не вполне изучена. Однако дьяковцы смело могут быть отнесены к нашим московским предкам и для кое-кого возможно и являются родовыми источниками по крови. В общем этот фестиваль для меня примечателен именно тем, что одна из площадок в заповеднике Коломенское была посвящена именно Дьяковской культуре. Логической последовательности в этом посте не стоит ожидать. Скорее это зарисовки моих впечатлений о фестивале дьяковской культуры, соответствующие комментарии, соображения и коллекция образов дьяковцев. Так что за впечатлениями добро пожаловать под кат.

Надо сказать, что именно эта площадка привлекла мое самое искреннее внимание. Римские, скифские м варварские персонажи и действа вызывали какое-то странное впечатление одновременной "попсовости" и неверия во все Это. Площадка же дьяковской культуры притягивала четкой концепцией, продуманным расположением всех основных ее основных демонстрационных зон для посетителей.
02.

Хорошо "собирала" внимание, будила интерес главная сцена посвященная Дьяковской культуре стилизованная под жилище дьяковцев в основе своей очевидно являющаяся его реальным усеченным прообразом.
03.

Весь день на фестивале проводились тематические лекции о дьяковской культуре. Вот сейчас идет лекция Николая Александровича Кренке (научного сотрудника Института археологии РАН, доктора исторических наук) о дьяковской культуре и способах охоты дьяковцев.
04.

Это один из самых видных специалистов по дьяковской культуре.
05.

Сейчас (на фото ниже) Николай Александрович Кренке отвечает на вопросы посетителей фестиваля уже после его интереснейшей и увлекательной лекции.
06.

…Лекция о керамике дьяковской культуры Ольги Анатольевны Лопатиной, младшего научного сотрудника отдела теории и методики Института археологии РАН (Группа «История керамики») также была занимательной и интресной.
07.

08.

Так выглядят в приблизительной реконструкции жилища дьяковцев.
09.

Плетни которые вы видите являлись неотъемлемой частью строительных элементов дома. Они служили как стенами так и перегородками в жилых строениях.
10.

11.

На фестивале были представлены ремесла и быт этого пока еще загадочного для нас народа. В этноязыковом отношении население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племён.

Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы
12.

Вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры.

Выделка кож
13.

Реконструкция женского образа дьяковских женщин.
14.

15.

Обработка кожи
16.

17.

Надо сказать что на этой площадке посвященной дьяковской культуре было очень многолюдно.
18.

Гончарное ремесло
19.

Очень интересными были мастер-классы по изготовлению глиняной посуды.
20.

21.

Было приятно, что множество детей увлеченно участвовала в мастер-классах по изготовлению и подготовке глиняной посуды к обжигу.
22.

23.

24.

Результаты детского творчества.
25.

26.

27.

Отдельная тема — знаменитые керамические "грузики" характерные для дьяковской культуры. При раскопках городищ и селищ их находили сотнями. Их точное назначение пока не совсем ясно.
28.

Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д.
29.

Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших), но наиболее распространенная трактовка — как пряслиц или грузиков для вертикального ткацкого станка.
30.

31.

По версии А.В. Степанова дьяковский грузик является совершенно утилитарным предметом, вроде наперстка, и представляет собой миниатюрный вертикальный ткацкий станок для плетения декоративных шнуров. Грузик был непременным атрибутом женщины и, естественно, украшался, как позже украшались прялки.32.

33.

34.

35.

36.

37.

Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного, и они плохо поддаются истолкованию. Это миниатюрные глиняные зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных, несущие отпечаток влияния скифского «звериного стиля». Явно предметами культа служили глиняные женские статуэтки; среди характерных признаков дьяковского искусства отмечаются также символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками — так называемыми «пляшущими человечками», среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками.
38.

А это так называемые "рогатые кирпичи" (на фото ниже), считается, что это подставки на очаг для вертела. Обычно они орнаментировались точечным или защипным крупным орнаментом. Что интересно новодельные поделки не соответствуют оригиналам прежде всего по качеству глиняного теста. Дьяковцы применяли тесто с большим количеством примесей, в том числе и органических. Также оригиналам не соответствует степень обжига — дьяковские кирпичи обжигались при более низкой температуре.39.

40.

Ювеличное искусство
41.

С III века развивается ювелирное искусство, широко распространяются бронзовые украшения, орнаментированные разноцветной выемчатой эмалью (характерные для Восточной Европы той эпохи); появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы.
42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

Тут же рядом идет бойкая торговля уже изготовленными ювелирными украшениями а-ля дьяковская культура.
49.

50.

51.

52.

В начале нашей эры в дьяковской культуре происходит качественный скачок. Он связан, возможно, с влиянием более развитых соседних племен (особенно балтских) и с тем фактом, что дьяковцы более активно включились в международный обмен, начав (как показывает костный материал) бить пушного зверя в промышленных масштабах. Так, с III в. ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов, так что под конец насчитывают уже 22 наименования изготовлявшихся ими железных изделий.
53.

Немного о физическом облике дьяковцев. Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов.
54.

В частности, академик Т. Алексеева отмечает монголоидную примесь в черепах позднейшего славянского населения региона — вятичей и поволжских кривичей, в основу антропологического типа которых, по её мнению, лег в результате ассимиляции дославянский тип.
55.

При этом вятичей Т. Алексеева определяет как людей грацильного сложения, невысокого роста, узколицых долихокефалов (т.е. имеющих "длинные" черепа).
56.

Они имели плоские скулы и мало выступающий нос, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя.
57.

58.

59.

60.

А.С. Сыроватко и А.Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике, используя методику, принятую в криминалистике. В результате они пришли к выводу, что дьяковцы были людьми грацильного телосложения: худощавыми и невысокого роста.
61.

62.

63.

64.

65.

Стоит немного остановиться на похоронных обрядах. Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в так называемых «домиках мёртвых».
66.

Так как похороны совершались вдали от городищ, дьяковские захоронения долгое время не были известны; впоследствии нашли два захоронения, по каким-то причинам устроенные в самом городище: в Березняках на реке Волге, близ Рыбинска (Ярославская область), и близ Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область). В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) полуземлянки, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений».
67.

А.Н. Башенькин особо отмечает изображения медведя и утки, сравнивая с данными этнографии, согласно которой оба животных служили особым предметом поклонения финно-угров: медведь как «хозяин леса», утка  как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо.
68.

Охота, скотоводство и быт дьяковцев (кулинария)
69.

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот).
70.

Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым. Значительную роль в хозяйстве играла также охота, поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку).

К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лён, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.
71.

72.

73.

Запахи готовящейся пищи на огне не передать ни словами ни фотографиями.
Достаточно сказать что мой аппетит пробудился сразу же)
74.

…Вот сейчас дети увлеченно вращают жернова с целью намолоть муки…)
75.

Главные по кухне)
76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх