Всего 19 фото
Этот любопытный и восхитительный дом находится в Чистом переулке, 10. С точки зрения расследований всего и вся, связанного с романом «Мастер и Маргарита», нас он интересует, прежде всего, потому, что в 1924-1925 годах прямо почти напротив него, — в домике «флигельного типа», (на втором этаже), жил Михаил Булгаков со своей второй женой Л.
Е. Белозерской, в мезонине, прозванном ими «голубятней». Флигель этот, к сожалению не сохранился… Здесь Мастером были созданы пьеса «Дни Турбиных», повести «Собачье сердце», «Роковые яйца» и, возможно, уже рождался замысел романа «Мастер и Маргарита»…Можно догадываться, почему исследователи творчества Булгакова пытаются хоть как-то связать этот дом с именем Мастера, предлагая его в качестве альтернативного варианта «готического особняка» Маргариты. Дом, конечно, по очень многим параметрам не подходит для этой цели. Но, как я понимаю, главное соображение булкаковедов в том, что Мастер два года видел этот дом, его удивительный фасад и, возможно, именно он и был первым, о котором Булгаков вспомнил, поселяя свою Маргариту именно в готический особняк. Понятно и известно, что, скорее всего, «готические мысли» об особняке Маргариты навеял Мастеру все таки «Дом с единорогом» в Нащокинском переулке, в заключительной версии романа, но хочется верить, что этот особняк был Предтечей. Из этого мы и будем исходить…
Сейчас мы Чистом переулке.
02.
Во дворе дома №9, что вы видите на фото ниже (от которого остался только реставрированный фасад), и находился флигель-«голубятня», где жил Булгаков.
03.
Почти напротив дома номер 9 и находится «Доходный дом наследников Н.
П. Циркунова» под номером 10. Это пятиэтажный одноподъездный кирпичный жилой дом, в котором всего шесть квартир. В 1908 году считалаось, что фасад здания выполнен в псевдоготическом стиле, а фонари, входные двери и решетки сделаны в традиции богемского модерна. Доходный дом наследников Н.П. Циркуновач недавно был полностью отреставрирован, отдельные утраченные декоративные элементы были воссозданы заново.Здание было построено в 1908-1909 годах по проекту архитектора В.С. Масленникова. Его фасад ассиметричен и многослоен, он делится условно на три части, каждая из которых имеет свой стиль, свою архитектурную направленность.
04.
Левая часть фасада выполнена в манере северного модерна (т.н. национального романтизма, происходящего из мотивов архитектуры Финляндии и Швеции). И этот стиль более характерен для Санкт-Петербурга. Эта часть фасада стилизована под башню, на стенах которой присутствует имитация каменной кладки, а окна третьего этажа имеют характерные скосы в верхней их части.
05.
06.
07.
08.
09.
Средняя часть фасада, украшенная коринфскими пилястрами, орнаментальным лепным фризом и облицованная белоснежной керамической плиткой, выполнена, скорее, в стиле классицизма.
10.
11.
В доходном доме наследников Н.П. Циркунова в двадцатых годах ХХ века жил писатель Борис Житков, автор широко известных рассказов для детей, публиковавшихся в детских газетах и журналах «Пионер», «Новый Робинзон», «Юный натуралист» и др.
11.
Надо отметить, что Чистый (Обухов) переулок – это один из «миров» Булгакова. Здесь находится Усадьба Софьи Волконской, где булгаковеды предполагают нахождение Дома Мастера из романа Булгакова как альтернативу дому в Мансуровском, 9. Здесь же находится и так называемый «Дом профессора Преображенского» или «Калабуховский дом», по адресу Пречистенка, 24/1 (Обухов переулок, дом 1), где проживали два дяди Булгакова — врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские, где Михаил Афанасьевич останавливался по первому своему приезду в Москву в 1916 году. Здесь же в квартире №12 Н.М. Покровского и разворачивается действие повести «Собачье сердце».
13.
…Крайнее правое крыло похоже на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями, …
14.
…одна из которых увенчана необычным куполом, как бы, в виде шлема, какие носили русские богатыри.
15.
Как мы видим, этот особняк скорее можно считать построенным в смешанном стиле модерн, чем причислять его к псевдоготике.
Стоит упомянуть и о биографии архитектора этого здания. Виталий Семенович Масленников родился в 1882 году в многодетной семье земского учителя. С 15 лет Виталий давал уроки, подрабатывал чертежником. Позже поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и окончил его в 1907 году с серебряной медалью. Виталий Семенович был активным участником событий революции 1905 года. С 1908 года, после окончания училища, работал помощником участкового архитектора, по проектам Масленникова в Москве возведено несколько доходных домов в стиле модерн, в том числе и тот, который мы сейчас с вами видим.
16.
В 1909 году Масленников отправился в Париж, где учился архитектуре у профессора Кормонна. В 1913 году он также посетил несколько европейских стран, пополняя свои профессиональные знания. После революции 1917 года, — в 1920-х годах, Масленникова вместе с его братом Борисом Масленниковым, известным русским авиатором, основавшим в 1911 году первую авиационную школу «Орел» на Ходынке и признанным в 1923 году «вредным социальным элементом», был сослан в Омск.
17.
В 1932 году архитектор переведен в Новосибирск, в Сибметаллотрест, где работал под надзором на строительстве завода Сибкомбайн. В том же 1932 году Виталий Масленников становится преподавателем Сибирского строительного института. В число работ архитектора можно включить его совместный труд над такими известными сооружениями Новосибирска, как Дом науки и культуры и так называемый стоквартирный жилой дом на Красном проспекте, проект которого получил гран-при выставки искусств и техники в Париже. Судьба брата Масленникова Бориса, авиатора, сложилась еще более трагично: после высылки из Москвы он вначале работал инструктором «Сибавиахима», затем заведующим спецлабораторией Дальстроя. В 1939 году он был осужден «за шпионаж в пользу Германии, антисоветскую агитацию» и отправлен на восемь лет в «Норильнаг» на исправительно-трудовые работы…
Мне, кстати, с трудом удалось найти фото Виталия Семеновича на одном из специальных форумов…
18.
Кстати, Виталий Семенович Масленников — автор нескольких неопубликованных теоретических трудов по архитектуре.
Жизнь братьев Масленников, пожалуй, один из многих примеров того, как талантливые, увлеченные своей профессией люди, зачастую совершенно ни в чем не повинные, подвергались репрессиям в советский период.
19.
Да! Люди уходят, но их творения живут! И несут они в себе чувства, мысли и частичку души своего автора и создателя.
Такова краткая история этого интересного дома и история судьбы его архитектора.
И пусть Маргарита «не смогла почувствовать себя здесь вполне комфортно», как героиня безсмертного романа «Мастер и Маргарита», этот дом, все же, является еще одной составной и неотъемлемой частью Булгаковской Москвы, Московской вселенной Булгакова.
Источники:
Московский Сен-Жермен. Великолепная Пречистенка. Портал «Пешеград-клуб любителей пеших прогулок».
© Vladimir d’Ar, 2017
published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com