На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 736 подписчиков

Паломничество «Куликово поле» — День 3. Куликово Поле и храм Рождества Пресвятой Богородицы

«И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» (из «Сказания о Мамаевом побоище»)

Третий и заключительный день паломничества «Куликово поле», проводимого Федерацией мототуризма России и мотоклубом «Ночные Волки», начался в историческом месте, где 8 сентября (21 сентября – по новому стилю) 1380 года произошло победоносное для русской рати сражение с Мамаевым войском. Следуя путем воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, паломники начали свое путешествие в Троице-Сергиевой Лавре, где преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Иоанновича Московского на битву с ордынцами и дал ему в помощь двух своих иноков.

Помолившись у мощей преподобного, паломники отправились в Коломну, где на Девичьем поле собиралось княжье войско, после чего проследовали на место Мамаева побоища – Куликово поле.

В Тульской области к паломникам присоединились мотоциклисты из Новомосковского подразделения "Ночных Волков",

2.

которые порадовали участников поездки сладким сувениром — тульскими пряниками.

3.

4.

5.

По многолетней доброй традиции мотоциклисты даровали храму в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме икону Казанской Божьей Матери из Храма Покрова Пресвятой Богородицы (Сидней, Австралия), переданную настоятелем о. Самуилом (Вишневским),

6.

и икону св.Ангелины Сербской из монастыря Крушедол (Фрушка Гора, Сербия). С благословением и на память о поездке Ночным Волкам подарили иконы преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского.

7.

8.

Почти сто лет прошло от замысла храма Сергия Радонежского до его появления на Красном холме на Куликовом поле. Еще в 1820-х годах генерал-губернатором А.Д. Балашовым предполагалось возведение такого храма в рамках мемориального комплекса. В предварительно одобренном проекте архитектора А.П. Брюллова тоже присутствовал храм в честь Сергия Радонежского, но при повторном рассмотрении плана строительства император Николай I упростил его, оставив только мемориальную колонну Димитрию Донскому.

9.

В начале 20-го века вопрос о возведении храма в честь преподобного Сергия вновь возник. Местный помещик граф А.В. Олсуфьев пожертвовал землю под строительство, а епископ Питирим, испросив разрешение на возведение храма у Синода и царя, так же получил от Николая II его личное щедрое пожертвование в размере 5 тысяч рублей золотом.

10.

В течение нескольких лет проект будущего храма неоднократно перерабатывался архитектором А.В. Щусевым, и, наконец, в 1913 году было начато строительство, закончившееся в трагичный для страны 1917 год. В годы гонений на церковь храм не закрывался и даже находился под охраной государства. Богослужения проводились вплоть до 1940, после чего храм все же был закрыт, а в его стенах устроена художественная выставка, посвященная 560-летию Куликовской битвы. Граф Олсуфьев, благодетель и мужественный защитник православных святынь, разделил свою судьбу с другими невинно убиенным за веру в ХХ веке.

11. (невольно возникает мысль, что авторами мемориальной таблички на стене храме вероятно были музейные работники — "идейным вдохновителем победы" :-))

Храм избежал поруганий от богоборческой власти и не подвергся разрушениям от фашистских захватчиков, но потерпел разорение от своего же народа, который варварски растаскивал кровлю и пол. Вспомнили о поруганной святыне к 600-летней годовщине Куликовской битвы. Тогда началась реставрация и восстановление музейного комплекса, а в 1992 году в храме преподобного Сергия Радонежского возобновились богослужения.

12.

Будто величественные богатыри в тяжелых доспехах, выстроились в ряд увенчанные куполами-"шлемами" башни храма. Задумчиво и молчаливо озирают они поле предстоящей битвы, мысленно призывая Спасителя, Пресвятую Богородицу и всех святых заступников Руси на помощь перед боем с супостатом. Во главе войска — великий князь Димитрий Иоаннович, обменявшийся доспехами со своим боярином и оруженосцем Михаилом Бренком (прародителем святителя Игнатия Брянчанинова), что позже спасет князю жизнь. «Не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся», — говорил князю преподобный Сергий Радонежский открытое Создателем его духовному зрению. Среди мужественных витязей в блестящих на солнце кольчугах виднеются два черных силуэта. Монах Александр и монах Андрей из братии Троицкого монастыря, облаченные в великие схимы с нашитыми на них крестами, вышли на Куликово поле в рядах 150-тысячного княжеского войска. Именно одному из них, Александру Пересвету, предстоит вскоре одержать великую победу — Победу не силы, но Духа.

13.

14.

Куликовскому сражению предшествовала битва на реке Воже, в которой войско князя Димитрий Иоанновича разбило ордынцев под предводительством мурзы Бегича. Это поражение, а так же стремление упрочить свои позиции в Орде, которая уже не первый год страдала от своих междоусобиц, стали причинами выступления Мамая против Димитрий Московского. Мамая рассчитывал на поддержку своих союзников литовского князя Ягайло и Олега Рязанского, но в решающем сражении они так и не приняли участие.

15.

16. Благословение князя Димитрия Московского преподобным Сергием Радонежским и отправление ему в помощь Александра Пересвета и Андрея Осляби.

Переправившись через Оку в устье реки Лопасни, княжье войска устремились на юг навстречу врагу. В ночь с 7 на 8 сентября (с 20 на 21 сентября по новому стилю) русские полки перешли Дон и встали в боевой порядок.

В день празднование Рождества Пресвятой Богородицы 150-тысячное войско московского князя вышло на поле близ слияния Дона и Непрядвы против такого же по численности войска ордынцев. Битва началась с поединка двух богатырей.

«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!», — такими словами описывается поединок Пересвета с Челубеем в «Сказании о Мамаевом побоище».

Челубей с пробитым сердцем рухнул на землю, а конь Пересвета донес своего мертвого седока, удержавшегося в седле, до русского войска. Простой схимник сумел одним ударом одолеть непобедимого, на счету которого из трехсот боев не были ни одного поражения. К тому же, по некоторым преданиям Челубей был не просто воином, но тибетским монахом, освоившим древнюю практику боевой магии. Победа над несокрушимым воодушевила русских воинов и укрепила веру в Божие благословение.

17. Поединок Пересвета с Челубеем.

«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар – русью» (из Летописной повести о Куликовской битве).

Ордынское войско атаковало. Выбранная русскими воеводами позиция не позволяла Мамаеву войску обойти и окружить русские полки. Однако ордынцам удалось смять русский сторожевой полк. Иноземцы стали прорывать левый русский фланг и устремились в тыл большому полку. Однако здесь им путь перекрыл перестроившийся Большой полк и резервные отряды. Затем неожиданно на татар обрушился многочисленный Засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Дмитрием Боброком-Волынским. Войско Мамая бежало, сметая собственные подкрепления.

Согласно преданию, потерпев поражение Мамай, вынужденный спасаться бегством, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его!»

Великий князь Димитрий, получивший с тех пор прозвище Донской, не стал преследовать Мамая. У реки Калки остатки Мамаева войска были вторично разбиты ханом Тохтамышем.

Самого же великого князя спасло от смерти то, что он поменялся доспехами с Михаилом Бренком. После сражения воины долго искали своего князя и обнаружили его без сознания, придавленного деревом.

18. Бегство Мамаева войска после выступления засадного полка князя Владимира Андреевича и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского

«На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские», — такими словами Лев Гумилев выразил значение Куликовской битвы, явившейся сильнейшим толчком для формирования национального самосознания и становления общерусской государственности с центром в Москве. Сражение на Куликовом поле не избавило Русь от ига Золотой Орды, но оно стало стимулом для единения народа и заложило основу для духовного сопротивления и последующего освобождения от гнета татаро-монгольских завоевателей.

19.

20.

Рассказ о Куликовской битве экскурсовод закончила стихами иеромонаха Романа, написанными им в 1994 году в скиту Ветрово:

"Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому отчизну нашу защитить.

И зовут к покаянью перед вражьим мечом словоблуды,

И в князья норовят, кто в холопах седины стяжах.

Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!

Бог не в силе, а в правде, правда в верных сердцах.

На земле родимой — Родина в опале.

Разгулялась погань — и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый — Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди!"

Произнесенные перед битвой со шведами святым благоверным князем Александром Невским слова: "Не в силе Бог, а в правде!" наилучшим образом отражают и духовный смысл поединка Пересвета с Челубеем. Вера во Христа и любовь к ближним была настолько сильна, что не страшна была даже смерть. И снова вспомним слова апостола Павла: "Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение" (Фил. 1:21) и "Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20).

21.

В башне Сергия Радонежского на стенах изображены сюжеты из жития преподобного:

— пустынножительство Варфоломея на холме Маковец, разделение пищи с диким медведем и устроение Троицкой обители

22.

— поклонение преподобного Сергия епископу Стефану Пермскому.

Однажды проезжая мимо обители в Москву, епископ очень спешил. Тогда он решил навестить монастырь на обратном пути, а пока остановился на дороге напротив обители, помолился и мысленно благословил Троицкого игумена и его братию. Сергий Радонежский в этот момент находился на трапезе. Услышав обращение духовного брата, он встал из-за стола, произнес молитву, совершил земной поклон и благословил епископа в ответ. Братия сначала недоумевала происходящему, но узнав в чем дело, дивилась прозорливости и духовному зрению преподобного.

23.

— чудо исцеления болящего мальчика, которого отец принес к преподобному как к последней надежде.

Отец прошел с ребенком на руках долгую дорогу, но когда достиг обители, мальчик испустил дух. Опечаленный мужчина, оставив дитя у преподобного, стал готовить все необходимое для похорон. Когда он вернулся с гробом, мальчик по молитвам преподобного был жив.

24.

25.

Перед отправлением в Москву, где у мощей преподобных воинов-схимонахов предстояло завершиться паломнической поездке, паломники помолились в храме преподобного Сергия Радонежского.

26.

27.

28. икона Страшного Суда

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35. преподобный Андрей Ослябя, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Александр Пересвет

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49. Фотоизображения работ художника Павла Рыженко

50.

51.

52.

53.

Побывав на Куликовом поле, где завершилась земная жизнь преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, и помолившись в храме преподобного Сергия Радонежского на Красном холме,

54.

паломники отправились в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, чтобы поклониться покоящимся там мощам святых.

55.

Симонов монастырь и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Феодором по благословению своего дяди и наставника Сергия Радонежского. Игумен Троицкий видел в благочестивом иноке своего будущего преемника, но однажды Феодор поделился с преподобным своим сном, в котором юноше явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться из Троицкого монастыря и основать новую обитель. Получив благословение у преподобного Сергия, узревшего в этом промысел Божий, и испросив разрешение у митрополита Алексия, Феодор начал искать подходящее место для устройства пустыни. Таким местом стал живописный высокий берег Москвы-реки недалеко от Крутиц. Преподобный Сергий сам осмотрел выбранную для новой обители землю. Помолившись о благословении и помощи в строительстве храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, он вместе с Феодором заложил крест на месте будущего соборного храма.

56.

В 1370 году Феодор и несколько отправившихся с ним иноков возвели деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Среди густых лесов они обрели уединенное место для молитв и общения с Богом. Но как ни была сокрыта пустынь от людских глаз, вскоре к месту подвизания стали приходить жаждущие совета и молитвенной помощи. Возросшая слава и внимание были в тягость для преподобного Феодора, и он тайно от всех отправился искать новое место для пустынножительства. Но так и не найдя такого, он вновь вернулся к прежнему месту. Однако, желая не раскрывать своего возвращения, преподобный Феодор поселился не в самой обители, а на некотором отдалении от нее. Но не хотевшие расставаться со своим н

Ссылка на первоисточник
наверх