На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Успенский собор Дмитровского кремля

Всего 63 фото

Думаю, что вполне можно считать этот материал второй частью моего недавнего рассказа о Дмитровском кремле, а точнее о его истории и земляных валах, что чудом сохранились. В первой мы смогли увидеть воочию один из древнейших русских городов Московской области. А собор Успения Пресвятой Богородицы является неотъемлемой частью Дмитровского кремля и его главной уникальной жемчужиной. Он очень старый. Сведений о его более ранних белокаменных строениях совсем мало, зато есть множество гипотез не особенно документально подтвержденных. И все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А.В., Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом. Однако мы не будем сильно углубляться в детали потому как главное чего хотелось добиться — попытаться впитать образ этого древнейшего Дмитровского храма, почувствовать его, услышать отзвуки истории и уловить свои редкие мимолетные чувства о нем. Итак, продолжим.

Успенский собор как известно находится в границах Дмитровского ныне существующего кремлевского земляного вала.
В настоящее время он окружен рядом построек конца XIX века.
02.

Вид Успенского собора со стороны южного входа в кремль (точнее с юго-вотока)
03.

Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С.А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы. Исследование 1976-1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку — двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней.

Пятиглавый четырёхстолпный храм крестово-купольного типа на высоком подклете и с выложенными белым камнем погребами был окружён крытой арочной галереей в два яруса и имел позакомарное лемешное покрытие. Первоначально барабаны были каменными (в настоящее время они деревянные). Исходная форма глав нам неизвестна. Некоторые исследователи в его архитектуре видят руку талантливого художника уровня Алевиза Нового.
04.

Вид на Успенский собор со стороны Никольских ворот
05.

Воздействие архитектуры Архангельского собора в Московском кремле выразилось в образе Успенского собора в приёмах обработки стен филенками, в наличии трёхчастного антаблемента в основании закомар, которые к тому же заполнены группами окон-люкарн. К особенностям храма относят гранёную снаружи форму апсид.
06.

Вид Успенского собора со стороны Егорьевских ворот.
07.

08.

Примечательной особенностью, роднящей Успенский собор в Дмитрове с Архангельским собором в Московском кремле, является композиция из четырех круглых окон — одного большого и трех малых — в закомарах. Шестнадцать круглых окон-люкарн пропускают дневной свет в основной объём четверика. Их проёмы сохранили подлинные решетки XVI века. В малых они состоят из двух перекрещенных прутьев, в больших – из четырех. Расстояние между люкарнами от 10 до 13 см. Мастерское исполнение этой сложной работы свидетельствует о высокой квалификации каменщиков, возводивших собор.09.

Уникальными деталями наружного декора собора являются три изразцовых барельефа середины XVI века: круглый, диаметром 3 метра, барельеф, изображающий Георгия Победоносца (находится сейчас во внутреннем объеме собора), и два распятия. Изразцовые иконы на фасадах собора появились только в XVIII в. По предположению В.В.Кавельмахера и М.Б.Чернышева привезли их дмитровские купцы с Борисоглебского собора в Старице.
10.

Вид фасада Успенского собора с юго-востока

11.

12.

Вид фасада Успенского собора с северо-запада

Изразцовые иконы, украшающие стены собора, несут в себе множество загадок: доподлинно неизвестно, где они были изготовлены, когда установлены на стенах собора. Исследованию этих изразцов посвятили свои работы В.Воронец и В.Воронцов, А.В.Филиппов, А.И. Некрасов. Кто-то из них относит появление изразцов на стенах собора к периоду княжения Владимира Андреевича Старицкого, который принято рассматривать как период расцвета художественной жизни Дмитрова.
13.

«Распятия с предстоящими» вставлены в специально вытесанные в кладке ниши закомар двух фасадов собора, закрывшие амбразуры средних оконных проёмов. Боковые окна сохранились. Композиции составлены из крупных светлоглинянных изразцов с массивными коробчатыми румпами, покрытых прозрачными свинцовыми глазурями. Примерные размеры распятий – 3 м на 1.70 м. Все иконы обрамлены изразцами из светло-розовой глины.
14.

Изразцовая икона «Чудо Георгия о Змие» находится в стене Сергиевского придела собора, справа от южного портала — круглый барельеф диаметром около трех метров с изображением Георгия Победоносца. Изразцы выполнены в технике прозрачной глазури, преимущественно в легких желтых охряных тонах. Это уникальные произведения древнерусской пластики датируются серединой XVI века. Отдельные изразцы достигают 51х35 см. Фигуры выполнены высоким рельефом, с тщательной проработкой мелких деталей (ликов, волос, орнаментации одежд). Над фигурами – рельефные надписи.
15.

Фото не мое. Автор Н.В. Табунова.

16.

По мнению С.А. Гаврилова, первоначальная звонница находилась рядом с собором, на специально устроенном выступе фундамента с восточной стороны от северной апсиды. Вероятно, в XVI начале XVII века она уже была разрушена. В начале 1980-х гг. С.А.Гаврилов обнаружил первый ярус второй звонницы, пристронной к восточной арке северной паперти. Метлин при описании ветхостей XVIII в именно эту звонницу обозначил: "колокола висят на левой стороне паперти, что в углу".

В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793-1796 гг. по проекту архитектора М.Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790-1791 гг. позакомарное покрытие собора было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.
17.

Над крыльцом в 1665 году появляется «стенное письмо» — «образ Успения Пресвятыя Богородицы со облачными четырех сажен длина и ширина», выполненный царскими иконописцами «В.Тимофеев со товарищи». До наших дней сохранилась центральная часть этого крыльца XVII века. Его нижняя площадка была разобрана в следующем столетии и на её месте в 1793 – 1797 годах как раз и построили колокольню.
18.

19.

Пристроенная к собору трехъярусная колокольня сооружена в стиле классицизма в 1793-1796 гг. по проекту архитектора М.Я. Агафонова. Верх колокольни был надстроен в 1820 г. по проекту А.Ф. Элькинского при установке часов.
20.

Вид колокольни со стороны Егорьевских ворот
21.

Вид со стороны "южного входа" в кремль

В 1823-1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф.М. Шестакова 1822 г. (подлинный авторский чертеж 1822 года Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И. Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987 году обнаружен С.А. Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем).
22.

Нижние ярусы собора – подвал и подклет изначально имели хозяйственное назначение, по всей видимости, связанное с княжеским двором. Не случайно первый придел собора в южной апсиде носит имя великомученика Георгия (Гюргия, Юрия), покровителя Дмитровского удельного князя – строителя собора. Его дворец располагался по-видимости, рядом. Самой церкви отдан только верхний ярус, что изначально относит собор к храмам-дворцам многофункционального назначения.23.

В 1841 году архитектор Д.Ф. Борисов строит аналогичный придел и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842 года Д.Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). В тоже время по углам четверика появились ещё четыре широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
24.

Вид Успенского собора с севера

25.

Западный барабан

26.

27.

Северный барабан

28.

Святой апостол Андрей

29.

Северно-восточный фасад Успенского собора

Росписи в закомарах на северо-восточном фасаде собора.
30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Вид Успенского собора с востока
38.

Фундамент четверика собора сложен из крупных валунов, пролитых сверху известковым раствором, глубина фундамента – 2 метра. Под подошвой фундамента обнаружены фрагменты дубовых свай. Вход в подвал собора изначально был с паперти, по каменной лестнице в толще стены четверика. Подвал был разделён на две палаты: восточную, под алтарём и западную. Обе палаты были светлыми, имели окна. Подвал собора – его стены и своды — сложены из белого камня на известково-песчаном растворе. Выше идёт кирпичная кладка. Подклет, спланированный, так же как и подвал в две палаты, перекрыт крестовыми сводами. Отсутствие в его стенах ниш для икон и святынь подтверждает изначальное хозяйственное назначение этого помещения.39.

Здание бывшей церковно-приходской школы. Сейчас здесь располагается центр развития творчества детей и юношества «Русский дом».
40.

41.

42.

Рядом с Успенским собором находится здание гимназии 1876 года постройки (перестраивалось в 1915 г.)
43.

Женская прогимназия (4 младших класса) была построена по указанию императора Александра II. В ней учились девочки из самых знатных семей Дмитрова. Вместе с ней в Дмитрове было построено еще шесть новых гимназий. Через 30 лет прогимназия была преобразована в полную гимназию с 8-летним курсом обучения. В семи предметных классах, восьми дополнительных и двух параллельных подготовительных учились 198 девочек. Финансировалась гимназия на средства городского бюджета.
44.

45.

Рядом с колокольней установлен памятник священномученику Серафиму Звездинскому, Епископу Дмитровскому.
46.

Как архиерей он много проповедывал в городе Дмитрове, ежедневно трогательно и вдохновенно совершал литургию. Учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему».
47.

Мозаичная икона Георгия Победоносца на юго-восточной стороне основания колокольни.
48.

49.

Нижний ярус колокольни служит входом в Успенский собор.
50.

51.

52.

Успение Пресвятой Богородицы — фреска в объеме крытого крыльца.
53.

Фреска на потолке паперти.
54.

Портал Успенского собора
55.

Сохранился резной иконостас конца XVII века работы мастеров Оружейной палаты, некоторые иконы которого относятся в XV веку, а также роспись XIX века. Между 1646 и 1713 годами в собор перенесена икона, изображающая Дмитрия Солунского на троне и ранее хранившаяся в деревянной церкви в дмитровском кремле. Написана она была в конце XII века и, по предположению В.И. Антоновой, была подарена Всеволодом Большое Гнездо городу Дмитрову после его разорения в 1181 году. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. До 1933 года в соборе хранился крест (начало XIV века), ныне находящийся в запасниках Третьяковской галереи.56.

57.

В 1792 году в собор перевезли шатровое епископское место из Крутицкого архиерейского дома, являющееся прекрасным образцом резьбы и декоративной росписи XVII века (сфотографировать его мне не удалось).

Первая роспись стен появилась после 1813 года. Работы по восстановлению живописно-орнаментального убранства собора выполнил в 2001 году творческий коллектив под руководством заслуженного художника России В.И. Нестеренко.
58.

59.

С северо-западной стороны от собора 26 мая 2004 года был открыт памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, создателям славянского алфавита. Автор памятника скульптор Александр Рукавишников.
60.

Кирилл держит в руках свиток с кириллицей, а Мефодий — Евангелие.
61.

Еще одно любопытное описание собора архивистом Токмаковым в 1893 году.

"Дмитровский Успенский Кафедральный Собор весьма древней огромной архитектуры, двухэтажный, каменный, с таковою же колокольнею. О точном времени построения первоначального собора определенного не сохранилось в документах и рукописях Государственных Архивов и Библиотек. Престолов в соборе семь: 1) в верхнем этаже, в настоящей холодной во имя Успения Пресв. Богород. (празднование 15 Августа), 2) внутри алтаря означенного холодного храма с правой стороны во имя Великомученика Георгия (празднов. 23 Апреля), когда и кем устроен, неизвестно, 3) в приделе, с правой стороны также холодной церкви, устроенном в 1848 г. и перестроенном тщанием граждан в 1867 году, во имя Преподобн. Сергия Радонежского Чудотворца (празднов. 5 Июля и 25 Сентября), 4) в приделе с левой стороны той же холодной церкви, устроенном тщанием граждан в 1827 году во имя Покрова Пресв. Богородицы, (празднов. 1 Октября), 5) в нижнем этаже в настоящей теплой церкви во имя Великомученика Дмитрия Мироточивого (празднов. 26 Октября), 6) внутри алтаря той же теплой церкви, с правой стороны, во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста (празднов. 14 Сентября), когда и кем устроен неизвестно, 7) в приделе нижней церкви, с правой стороны, устроенном в 1867 г. тщанием граждан во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца (праздн. 28 Ноября).

Зданий, принадлежащих собору, кроме каменной часовни, построенной в память чу­десного сохранения жизни Императора Александра II от руки злодея, нет. Земли при соборе: усадебной 2 десятины и 1208 квадратных сажен, пашенной, сено­косной и лесной 1603 десятины, а с неудобной 1659 десятин, на которую землю план и межевые книги имеются и хранятся в церковной ризнице, ближайшей частью земли владеют сами священно-церковно-служители, а остальную отдают в наем. Дома у священно-церковно-служителей собственные, деревянные, на церковной земле".
62.

Вид Успенского собора с земляных валов Дмитровского кремля

63.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх