На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Николо-Перервинский монастырь или «Притча о Пяти Черных Крестах»

…а также — ироничные размышления о классификации степеней запрета на фотографирование в православных монастырях и церквях)

Всего 19 фото

Этот пост, как о самом Николо-Перервинском монастыре, так и, по случаю, о широко распространенном запрете на фотографирование в монастырях и храмах православной церкви, большей частью, в Москве. Мне часто приходится встречать замечания блоггеров об этом существующем досадном обстоятельстве и обсуждать его. И проблема не только в самом запрете – речь ведь идет не о вторжении в устав монастырей, в которые доступа извне нет, где соблюдаются строгие правила и порядки монашеского общежития – отнюдь. Речь также не идет о наших мешающих действиях при отправлении церковных служб, связанных с фотосъемками или, например, фотографированием лично монахов и монахинь…(
Очень многие наши граждане, увлеченные фото искусством, особенно в последнее время, стремятся снимать храмы, церкви, монастырские строения, их интересные архитектурные детали, но не из праздного любопытства – мы фотографируем для собственного удовольствия, наслаждения Красотой православной архитектуры, из желания дать Миру возможность поведать в этом контексте о своих чувствах и ощущениях, о своем его ви́дении, исследовать свои внутренние миры и узнать о себе новое и прекрасное – это, как раз то, к чему, в частности, и стремится наша душа, между прочим, в этом воплощении…
И, вот, с такими чувствами мы оказываемся у церковных врат, где, вроде бы, изначальные посылы принятия и гармонии должны торжествовать, ан нет – значительное количество мест культа декларирует для своей системы охраны полные запреты на фотосъемку, причем очень часто это выражается в некрасивой и отвязанной форме в действиях этой самой охраны. Я хочу рассказать эту притчу «О Пяти Черных Крестах» не для того, чтобы компенсировать свою личную обиду на непонимание чувств фотографа, а в доброе назидание местным, не побоюсь сказать, "администраторам от церкви", что считают своим долгом отрезать народ от возможности насладиться красотой православной архитектуры.
Ясно, что этот материал не окажет существенного влияния на изменение существующих порядков в этом «запретительстве», но, возможно, даст толчок, хотя бы подойти к этой проблеме, которая является проблемой для тех, кто фотографирует и совершенно не является для церковной бюрократии. У нас как всегда, — проще запретить всё, нежели выстраивать гармоничные взаимоотношения со светским Миром.
Я постоянно сталкиваюсь с запрещением фотосъемок в этом контексте, причем, ладно бы, запреты на съемки в помещениях церквей, где идет церковная служба, но ведь очень часто запрещают снимать даже на территории монастырей и церквей. Причем, также  взаимоотношения сторон, в результате, часто доходят до полного абсурда. Ну, да ладно, главное у нас, ведь, не это – а посещение известного Николо-Перервинского монастыря, который, однако, послужил основательным поводом для создания этой ироничной притчи-классификации степеней запретов на фотосъемку)

Основан Николо-Перервинский монастырь в XV в. (по другим источникам летом 1699 года) на левом берегу реки Москвы, на юго-востоке Москвы, около села Коломенское. Первоначально назывался он "Николы Старого монастырь". Есть свидетельство, что в Николы Старого монастырь был сослан при Иване Грозном митрополит Филипп. Название «Перервинский», по преданию, связано с тем, что некогда близко протекавшая у стен монастыря с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот около монастыря, направилась к селу Коломенскому.
02.

В XVI в. около монастыря образовалась слобода. В XVII-XIX вв. монастырь перестраивался. В начале XVII в. он был разорен во время польско-литовской интервенции. При царе Алексее Михайловиче, с середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией.
03.

Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и «благоукрашение» — с 1696 по 1700-й.
04.

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины.
05.

В нижнем этаже собора располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, — теплый зимний храм, состоящий из трех частей — алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.
06.

07.

К монастырю уже с 60-х годов ХVII века была приписана находившаяся в на Красной площади часовня Иверской иконы Божией Матери (1666 г.; в 1669 году в ней был установлен список с афонской Иверской иконы Божией Матери), при ней рядом существовало Николо-Перервинское подворье.
08.

Где сейчас находится именно эта икона, доподлинно не известно, но специалисты в последнее время приходят к мнению, что оригинальная икона Иверской Божьей Матери, находившаяся в Иверской часовне, пребывает сейчас в храме святителя Николая в Толмачах в Москве.
09.

Часовня и ее святыня, глубоко чтимая не только москвичами, но и всем русским народом, давала, Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ. В 1930-х Иверская часовня была разрушена.

Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

В настоящее время Воскресенские ворота восстановлены. Также восстановлена и Иверская часовня — так она выглядит сейчас.
10.

В смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, митрополит Владимир благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре величественный собор в честь Иверской иконы. Храм задумано было построить в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов). Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора.

Из часовни на Красной площади была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, — и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство и многочисленные молящящиеся. Чудотворная Иверская икона была торжественно встречена народом и церковными иерархами и внесена в новый соборный храм и поставлена посреди его на особом месте.
11.

12.

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале ХIХ века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, названные «водяными» (отсюда ходили за водой на Москва-реку) и построенные в конце 17-го века, сохранились до сего времени. Другие были заложены, и таким образом получилась палатка, в которую, по свидетельству начала 19-го века, клали покойников. Запись 1806 года говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства начала 20-го века.
13.

В 1764 году монастырь оставлен за штатом. В 1775 — приписан к Чудову монастырю. В 1775-м при монастыре открыта семинария (в основном для учащихся из бедных семей), в 1824 заменена уездным духовным училищем. В 1812 в монастыре размещались французские войска. В XIX в. построены корпуса келий и каменная ограда.
В 1996 году в Перервенском монастыре открылись пастырские курсы. Через некоторое время пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии с пятилетнем сроком обучения, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин.
В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь.
14.

История монастыря любопытна и интересна. Не менее интересна и «Притча о запретительстве фотографирования». Оказавшись на территории монастыря, я сразу направился в Собор Иверской Божьей Матери…
15.

Собор поразил своим грандиозными размерами, богатством, изысканностью внутренней отделки, необычайным ощущением воздушности внутреннего объема и праздничным величием… Посетителей практически не было. Очень хотелось запечатлеть все это великолепие. Как только я достал фотокамеру, в моем направлении, нежданно-стремительно, бросилась серенькая худенькая женщина неопределенного возраста, размахивая руками и восклицая о запрете фотосъемки. Благо расстояние от нее было большим, и, я успел-таки сделать вот этот единственный кадр.
16.

Женщина подбежала и с непередаваемым не гуманным, пугающе-реликтовым выражением лица, с «иудушкиными» интонациями в голосе, и чуть ли не набрасываясь, потребовала удалить фотографию, судорожно пытаясь заглянуть прямо через мои руки в дисплей фотокамеры и увидеть процесс этого самого удаления. Ошарашенный таким «приемом», отвязным поведением и беспредельным келейным хамством, я примирительно сделал вид, что удалил фото… Она еще пыталась идти за мной, что-то подвизгивая и бормоча типа, «…стыда нет, вы же в храме…»… У человека , к несчастью, явно, что-то было «с головой» и, я ни говоря не слова в ответ, удалился. В общем, настроение осматривать храм было подпорчено, хотя впечатляться здесь в действительности есть чем…  Но, вот уж, действительно, «кадры решают всё»)

Выйдя на открытый воздух я, тем не менее, попытался сделать несколько фото храмов монастыря для коллекции. Несколько молодых людей в черном, оказавшихся рядом, почти хором тут же указали мне о запрете фотосъемок…) Это уже было через чур… Вконец, «потеряв всякий стыд», я сделал несколько фоток и удалился с территории Перервинского монастыря в слегка обескураженном и задумчивом состоянии.
17.

Такого жесткого и некрасивого отношения к фотосъемке, а точнее к себе, я никогда и нигде ещё не встречал. Фотографий монастыря, поэтому совсем не много. Снимаю я, кстати, в подобных местах всегда аккуратно, незаметно, стараясь учитывать чувства верующих и служителей… Ладно бы, тебя «с порога» останавливает охрана и не дает снимать, ссылаясь на необходимость некоего "благословления". К слову говоря, я ещё ни разу не нашел персон для получения этого самого благословления после подобного «посыла» охраны) Но здесь отношение к посетителю стояло особняком. Да, я понимаю, монастырские порядки, да, мы, как бы, вроде, мешаем насельникам и семинаристам, но не везде же это присутствует в такой уродливой и искаженной форме. Например, в Высоко-Петровском монастыре всё достойно и комфортно в плане фотосъемок. Я бывал и снимал там неоднократно и, ни разу, не услышал, чьих либо окриков….
18.

Размышляя обо всем этом, мне, вдруг, пришла в голову озорная мысль, как отклик на абсурдность существующих обстоятельств, — а не создать ли классификацию отношения к фотосъемке в православных монастырях и церквях!?!) Крайние полярные состояния «запретительства» были только, что для меня определены… Показатель в виде звезд я сразу отмёл, — таким знаком у нас будет, все же, характерный черный жирный крест. Мысль работала. Итак:

No christ (крестов нет) – Можно беспрепятственно снимать или заплатить за фотосъемку и больше не напрягаться) — Предупреждения о запрете фотосъемки есть, но активные действия служителями не предпринимаются.†† — Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Служители мягко и ненавязчиво напоминают об этом самом запрете.††† — Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Охрана настойчиво ограничивает свободу фотосъемок, предлагая получить благословение. Благословение теоретически получить можно, но его действительная вероятность крайне низка.†††† — Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Охрана настойчиво и директивно ограничивает свободу фотосъемок и передвижения в этом смысле по территории, предлагая получить благословение, которое получить по определению невозможно. На территории монастыря нельзя снимать категорически.††††† — Крайняя степень неприятия фотографирующего, переходящая границы вменяемого общения с посетителем. Абсолютное отрицание возможности фотосъемки и уважения как такового.
Таким образом, Перервенский монастырь для того момента (2014 год) получил все полные пять черных крестов) Справедливости ради, приведу некоторые примеры для других монастырей:
No christ – Высоко-Петровский монастырь, Донской монастырь (съемка в монастыре платная). — Николо-Угрешский монастырь.†† — Сретенский монастырь.††† — Рождественский монастырь. Даниловский монастырь.†††† — Зачатьевский монастырь на Остоженке, Покровский монастырь на Таганке (тотальный запрет).††††† — Перервинский монастырь.
Кстати, не хочу сказать ничего плохого о Николо-Перервинском монастыре. Монастырь живет, его энергетика свежая, молодая, основательная. Храмы очень красивые, одухотворенные и возвышенные. Собор Иверской Божьей Матери определенно произведет очень сильное и глубокое впечатление. Гарантировано позитивное отношение, если вы не будете доставать фотокамеру, чтобы порадовать фотоснимками себя, друзей и единомышленников)
19.

Фото снято из Коломенского, с сильным увеличением…
Надеюсь, что моя «Притча о Пяти Черных Крестах» (такая вот ироничная история-классификация) не вызовет отторжения у читателя, и в скором времени и вовсе не понадобится, а Церковь повернется к нам всем своим естеством, и обнаружит в этом отношении на деле смирение, принятие, понимание, не стяжание, гармонию, умиротворение, внутреннее и внешнее спокойствие. Аминь!

Источники:

Фотосправочник "Русские церкви": http://russian-church.ru/
Арсений Загуляев. "Иверская икона Божией Матери: чтимые списки". Журнал "Нескучный сад".
Википедия

© Vladimir d’Ar

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх