На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Флоренция и секретный коридор принцессы Медичи

Вероятно, каждый слышал о существовании коридора Вазари, который объдиняет Палаццо Веккьо и Палаццо Питти, однако мало кто знает, что существует еще один коридор — секретный — выстpоенный по заказу великих герцогов Тосканских Медичи для несчастной молодой принцессы Марии Маддалены.

Коридор Вазари и тайный коридор Медичи. Два коридора, построенные двумя разными архитекторами. Вазари для строительства своего километрового коридора потребовалось пять месяцев, Джулио Париджи — шесть месяцев для возведения тайного прохода длиной 125 метров. Оба архитектора предпочли построить надстроенный пассаж, который поддерживается, благодаря ряду арок. Но если Вазари хочет защитить герцогов Флоренции от возможных нападений по дороге между домом и работой, Париджи должен дать возможность девочке-инвалиду перемещаться между домом, церковью и монастырем, не будучи замеченной, а значит, защищенной от насмешек. На практике ему нужно построить «воздушный» коридор, чтобы скрыть от глаз мира больные ноги принцессы Марии Маддалены де Медичи.

Конкуренции между этими двумя проектами не существовало и не существует: сегодня, после почти полувека, проведенного в забытьи, «второстепенный» коридор Медичи был вновь открыт для посещений. И в его нишах теперь размещается исключительная выставка древних драгоценных камней.

Шел 1619 год, когда очередная блестящая идея пришла в голову великому герцогу Козимо II Медичи. Видя страдания своей сестры, девочки, родившейся с больными конечностями (историки считают, что ноги Марии были слишком короткими и не развивались), которая почти не выходила из дома до 20 лет, Козимо II решил дать ей возможность свободно перемещаться хотя бы изредка. Он знал, что ее судьба не может быть счастливой: о свадьбе для восьмой дочери Фердинандо, родившейся с серьезными физическими проблемами и слабым здоровьем, не могло быть и речи. Вероятно, Марию Маддалену ожидал монастырь — безусловно, наболее простое и наименее дорогое решение для правящей семьи. Однако девочка не приняла обета — то ли отказавшись самостоятельно от монашеской кельи, то ли будучи спасенной ее братом: так, вместо кельи у нее появилась собственная вилла. так родился Палаццо делла Крочетта, своего рода роскошная тюрьма с видом на современную улицу Виа делла Пергола, где уродливая принцесса смогла отстраниться мира и получать образование, молиться, заниматься музыкой.

Palazzo della Crocetta

Работы по строительству дворца — ныне резиденции Археологического музея Флоренции — затронули различные здания, купленные в Лоренцо Великолепным. Два маленьких прохода были добавлены к корпусу палаццо: один, чтобы позволить девушке посещать монастырь; другой, чтобы ее могли достичь монахини и горничные, которые всегда оставались в доме на улице Лаура. Проблемой оставалось посещение Марией ближайшей церкви Сантиссима Аннунциата: но как туда добраться? Тогда Медичи подумал о приподнятом коридоре, соединяющем Палаццо делла Крочетта с церковью. Зданий, которые преграждали путь, не оказалось: так появилась еще одной «арка», ведущая из палаццо делла Крочетта — третья — которая выходит прямо в базилику, над часовней Мадонны. 

Коридор, проходящий над садом палаццо Крочетта

Медичи пригласили для выполнения этой работы Джулио Париджи, именно ему были поручено дать Марии Маддалене возможность совершать переход от улицы делла Пергола до улицы Каппони, не испытывая дискомфорта от выхода на улицу. 

"Медичи очень любили приподнятые проходы, — объясняет Марио Иоццо, директор музея, — потому что они защищали их во время совершения прогулок. Но есть и вторая причина. Как и в коридоре Вазари, здесь мы также обнаружили несколько терракотовых трубок, которые открывались к низу, чтобы подслушивать: кто бы ни шел по коридору, очень хорошо слышал то, что говорили люди внизу, идя по улице или саду". Короче говоря, Медичи всегда были в курсе происходящего и общественного мнения на этот счет.

Тайная комната для молитв, выходящая в базилику

На самом деле, архиепископ Флоренции неохотно дал разрешение на строительство коридора, который пронизывает стену церкви. В нем говорится, что только принцесса и небольшая группа женщин, близких к ней, смогут использовать коридор, останавливаясь в молитве перед капеллой церкви. И только они смогут добраться до Святилища, чтобы посмотреть через решетку над чудесный образ Марии. 

Когда принцесса умерла — 13 лет спустя — архиепископ приказал разрушить проход на Виа Каппони, опасаясь, что Медичи могут претендовать на церковь (кардинал Пьетро Леопольдо долго сражался с ним в дебатах, чтобы сохранить постройку). Коридор, к счастью, не пострадал. "Но и не нашел реального применения, — продолжает Иоццо, — до прибытия музея в 1880 году".

С конца 19 века пространство между воздушной галереей и садом внизу террасами было закрыто. С новой "музейной жизнью" в небольших комнатах, построенных под коридором, разместились залы топографического раздела музея. 

Сегодня на 125 метрах, по которым Мария Магдалина шла, вслушиваясь в народные толки, размещена коллекция древних драгоценных камней Медичи, открытая в декабре 2019 года: впервые за пятьдесят лет любой может пересечь бывший секретный пассаж. 

Драгоценные камни Медичи

published on sakvoiazh.ru according to the materials italia-ru.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх