Тридцатилетняя Анна всю сознательную жизнь росла без отца, который ушел из семьи, когда девочке едва исполнилось два года. Теоретически Анюта осталась с мамой. Но практически все ее воспоминания детства связаны с бабушкой — маминой мамой, которая жила по соседству. Бабушка забирала ее на выходные, праздники, каникулы, а иногда и просто так, среди недели на несколько дней.
Бабушка сидела с больной Анютой, водила ее в театры и на елки, встречала из школы, учила варить суп и печь пирожки, помогала решать задачки. Летом Анечка с бабушкой уезжали на три месяца на дачу, зимой ходили в парк и на горку, осенью собирали листья и желуди и мастерили костюмы к школьному осеннему балу…— Аня снова у тебя? — удивлялись бабушкины подруги, когда думали, что девочка не слышит. — Ну-ну… А Верка-то твоя что? Где она? Совсем ребенком не занимается, на мать спихнула, хорошо устроилась…
— А мне не сложно! — оправдывалась бабушка. — Мы с Анютой отлично ладим. Мне — только радость, что она в гостях… А Веру тоже надо понять. Она работает много, приходит поздно, устает… К тому же ей личную жизнь нужно устраивать. С ребенком на руках этого не сделаешь… Пока еще она молодая, я должна дать ей шанс!..
Процесс "устройства личной жизни" матерью растянулся на все Анечкино детство, и особым успехом не увенчался.
Мать так и осталась одна. Бабушка, к сожалению, рано ушла из жизни, и в ее квартире теперь живет Анина мама, недавно вышедшая на пенсию. И вот усмешка судьбы — сложилось так, что сюда же, в старенькую бабушкину двушку, пришлось вернуться после развода и Анне с трехлетним сыном.
— Замечательно, что есть, кому помочь! — говорят Анне подруги. — Мама-пенсионерка, живете вместе, наверняка она поможет с ребенком! Тебе повезло!..
Но Анна только усмехается — с самого начала мать четко и недвусмысленно заявила, что работать нянькой она категорически отказывается. У нее, у матери, своя жизнь.
Честно говоря, Анна и сама не хочет оставлять ребенка с бабушкой. Жалко пропустить его детство. Ведь и так работа съедает почти все время. С работы Анна бегом бежит в садик, потом домой, все дела, связанные с ребенком — стирка, ужин, купание, укладывание — тоже целиком на ней. Утром Анна ведет сына в сад, в выходные ездит с ним за продуктами, занимается уборкой, приводит в порядок одежду на неделю — все это параллельно занятиям с сыном. Если возникает экстренная необходимость, например, звонят из сада в середине дня и просят забрать заболевшего ребенка, мать выручает дочь, но при случае обязательно высказывает свое фи. Мол, что бы ты без меня делала…
Ни о какой "личной жизни" Анна пока и не думает. Она понимает, что в таком режиме познакомиться ей может и удастся, но вот развить знакомство до стадии отношений — просто нереально. Не с сыном же идти на свидание… Оставить же ребенка негде. Ну на один-два раза можно договориться с подругами, но это же не решит проблему. Мать же о том, что она будет сидеть, пока дочь будет гулять, и слышать не хочет.
— Вот вырастишь ребенка — иди и гуляй! — говорит Анне мать. — А пока ты прежде всего — мать! О личной жизни забудь! Думай о ребенке…
Хорошая мать, наверно, так и поступает — думает сначала о ребенке, потом о себе?
Оставить ребенка, пусть даже с любящей бабушкой, согласной водиться, как было в Аннином детстве, и отправиться на поиски личного счастья в то немногое время, которое работающая мама может уделить сыну — тоже неправильно?
Или жизнь одна, нужно думать о себе, и "ребенку нужная счастливая мать"?
Возможно ли и правильно ли будет при наличии маленького ребенка думать об "устройстве личной жизни"?
Что думаете?
published on sakvoiazh.ru according to the materials grazdano4ka.livejournal.com