На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Катынь — общая боль. Часть 1.

Одной из точек интереса в смоленской поездке у меня был мемориал в Катыни, а точней — его польская часть.

Почему? Потому что в современный период, примерно 21-22 года назад, это место, а затем и построенный мемориал стал главным национальным фетишем 3-й Речи Посполитой, затмевающим в пропаганде этой страны всё остальное.

Именно сюда летели поляки на Ту-154 во главе с Качиньским в апреле 2010 года. В России собственно географическое место это малоизвестно (в отличие от горячо обсуждаемых событий 1940-43 гг.), а в Польше — знает каждый школьник, где это и что это. Так что решение посетить мемориал и посмотреть окрестные места было не случайным.

Находится местечко Катынь (ударение на первый слог) и Катынский лес чуть западнее города Смоленска, практически в пригороде, поэтому мы сначала поехали туда, а уже потом в Смоленск. Примерно 4 километра отделяют местечко от санатория «Борок», который когда-то принадлежал НКВД, и около 400 метров — от объекта, обозначенного в Викимапии как «Дача НКВД» на берегу Днепра (см. карту-схему с измерением расстояний, под катом). Санаторий находится западней, а дача — южней.

Мы же будем осматривать польский мемориал, а также место расстрела поляков. «Русскую» часть мемориала я включаю сюда частично, ввиду объемности повествования. Но она есть, и она больше польской — т.к. немцы весной 1943-го тут массово расстреливали советских военнопленных. Итак, ниже на снимке — символические «двойные ворота», левая часть ведёт в русский сектор, а правая — в польский. Нам — идти направо.

Однако вернемся на витебское шоссе и начнём обзор с начала.

Катынский лес расположен южней Витебского шоссе, ведущего из Смоленска (на фото — с левой стороны дороги, где храм). Лес смешанный, но с преобладанием хвойного, надо отметить — очень красивый. Расстояние до границы плотной застройки города — совсем небольшое, около 7-10 км, а до центра — 17-20 км (смоляне могут уточнить). События происходили как раз в левой стороне от храма, совсем близко — до расстрельных ям около 200 метров, а до мест расстрела советских военнопленных — около 300 м.

Посмотрим теперь на схему мемориала. Он сформировался в 1997-2002 гг., в тот уникальный смутный момент, когда позднеельцинская Россия каялась за всё и перед всеми, отрицала ту страну, на развалинах которой возникла, любые чёткие ориентиры были размыты и в идеологии зиял бездонный провал. Таким образом, было дано разрешение и был создан этот комплекс.

Польская часть это сейчас их нынешняя национальная святыня, которой ставят сотни памятников не только в Польше, но и по всему миру (силами польской диаспоры).

Теперь карта-схема. Привожу её затем, чтобы вы представляли место расстрелов в привязке к реальной местности — т.к. в катынских срачах и спорах их участники порой несут столько всякой ереси и чуши, что уши вянут. Причём люди, которые ни разу не побывали в этих местах.

Итак, места расстрелов поляков, обнаруженные немцами весной 1943 г., обозначены цифрой 1. Цифра 3 — ведомственный санаторий «Борок», принадлежавший НКВД. Цифра 2 — объект, обозначенный в Викимапии как «дача НКВД» и находящийся почти уже у самого Днепра. Ниже приводится скриншот той же местности с измерениями расстояний, там всё предельно понятно.

Честно, когда писал этот материал, я изучал и прочел много информации про эту трагедию, моя позиция по Катынскому делу такова, анализируя обе основных версии (советскую и польско-немецкую), я так и не смог прийти к какой-то единственной, как базовой. Почему? Потому что каждая из них изобилует нестыковками и загадками, которые крайне сложно объяснить убедительно. Польско-немецкая базируется на расследовании, проходившем под патронажем д-ра Й. Геббельса весной 1943 г., советская — на расследовании комиссии Бурденко, главного хирурга РККА, после освобождения края от гитлеровцев.

В обосновании первой версии меня сильно смущает два момента:

а) полное отсутствие мотивации советской стороны — в самом деле, ведь Сталин и Ко ещё до войны начали собирать поляков, понимая, что они пригодятся в будущей войне с Германией (что потом вылилось в быстрое формирование армии Андерса в 1941-м — кадры уже были собраны и готовы),

б) всплытие пресловутой «записки Берия» именно в момент, когда вовсю шёл процесс «срывания покровов» (1991-92 гг.), и либеральная группировка А.Н. Яковлева в ЦК КПСС претерпела к тому моменту не только быструю антисоветскую эволюцию, но и обладала до весны 1991 г. ресурсами спецслужб, законными полномочиями для приказов и почти неограниченным доступом в архивы — т.е. документ мог легко быть сфальсифицирован и подготовлен для последующего предъявления, и убедительно никем не доказано, что это не так;

В обосновании же советской версии есть очень существенный пробел — это отсутствие документальных следов пребывания поляков из трех лагерей военнопленных летом 1940 г. и позднее. Должны быть, по логике вещей, какие-то следы существования — ведомости на питание, обмундирование, дисциплинарные приказы, поощрения отличившихся и т.п. Даже если бы был при этом запрет переписки. Их, следов, пока публике не предъявлено. Если бы они были, польско-немецкая версия бы полностью рассыпалась.

Остальную аргументацию сторон (немецкое оружие, расстояния до объектов и проч.) я сейчас оставляю в стороне, как более второстепенную, и говорить о ней тут специально не буду, т.к. пост посвящён географическому показу мемориала.

5. От шоссе и стоянки автомашин проходим в эти стеклянные ворота. Сбоку слева от них расположен небольшой музейчик на эту же тему.

Про музей будет вторая часть.

За проходом — небольшая натурная часть. Прежде всего, это гулаг-вагон.

Как следует из таблички, это дар Московской ж.д. мемориалу.

Эмблема на вагоне. Да, действительно, некоторое время такая была в ходу

Впрочем ладно, идём по дорожке дальше.

На входе — знак расстрелянным немцами советским военнопленным. Это тоже тут, неподалёку.

Знак входа. Здесь, при пересечении этой надписи, полякам надлежит снять головные уборы и преклонить головы.

Плита с информацией об объекте. Как видите, мемориал был закончен и сдан в строй в 2000 году. Курировал и контролировал стройку тот самый пан Куртыка, глава государственного органа — польского совета охраны национальной памяти, который разбился у Смоленска 10 апреля 2010 года.

Сбоку — первый крест, поставленный тут поляками то ли в 1989, то ли в 1990 году, когда это было разрешено советским руководством (позднего СССР).

Символы религиозных конфессий.

Далее ниже по склону расположен большой квадрат с плитами, где выбиты все имена расстрелянных тут (около 4 тыс. чел.).

Общий вид плит был разработан поляками из совета охраны национальной памяти — это не просто металл, но металл с искусственной ржавчиной, что является намного более дорогостоящей технологией.

Кое-где к плитам прикреплены портреты.

Идём дальше по тропинке. Места, надо сказать, тут отличные, с прекрасным хвойным воздухом. Дышится очень легко, совсем неудивительно, что тут близко были расположены санатории и дачи для отдыха.

Ближе к выходу — братские мемориальные захоронения обнаруженных тут поляков (перенесены из ям сюда).

В центре — главный мемориал с катынским крестом.

Отдельно — могилы двух польских генералов. От общей массы расстрелянных их отделили ещё немцы в 1943-м, поставили деревянные кресты, а потом уже сделали такие плиты, тоже под общий «ржавый» стиль.

Катынский колокол расположен на уровне братского захоронения, как символ трагедии.

Здесь тоже выбиты имена. Но коротко, имя-фамилия.

Само Катынское кладбище сделано качественно, скрупулёзно и филигранно по оформлению. Впечатляет. Сколько тут было расстреляно наших, как я понял, точно сказать не может никто. Более-менее точно известно о 500 военнопленных, которых умудрились тут прикончить гитлеровцы. Жертвы же собственного репрессивного аппарата оцениваются в районе шести тысяч, но в разных источниках цифры разнятся, и в описании с официального сайта сказано, что точное количество жертв политических репрессий — неизвестно.

Поэтому в «русской» части — 9 братских могил с ограждением неправильной формы, вот таких:

Действительно, чего своих по именам перечислять? Тут многие до сих пор жаждут «сильной руки», порядка и ещё, пожалуйста, сгноите тех, кто придерживается других взглядов. До сих пор. Вот-вот снова друг друга убивать начнём — чего уж тут старое раскапывать, изучать досконально? Спасибо, что хоть братские могилы есть…

Что ещё интересно в этой связи — так это то, что символом мученичества современной Польши сделано именно событие, связанное с СССР, а не с Германией. То есть, если принять немецко-польскую версию за базис, то расстрел 4 тыс. чел. имеет для внутрипольской пропаганды гораздо большее значение, чем гибель на территории Польши в ходе нацистского геноцида 1939-44 гг. около 6 млн.чел.

А как в Польше обстоит дело с захоронениями советских воинов, отдавших жизни за её освобождение в 1944-45 гг. — я думаю все вы знаете.

Рядом с мемориалом находится Церковь Воскресения Христова построена в 2010 -12 годах на деньги Роснефти и по проекту архитектора Дмитрия Пшеничникова. Закладные камни для строительства храма заложили премьер-министры России и Польши (В.Путин и Д.Туск). На самом деле церковь хороша.

В цокольном этаже церкви музейная экспозиция, “посвященная подвигу верующих, пострадавших в годы гонений на православную Церковь”. Среди убитых в Катыни советских граждан десятки священников.

На территории мемориального комплекса еще один храм:

И гостиница

Перед выездом мы зашли купить свежеиспеченных пирожков, очень вкусные, будите там обязательно зайдите.

published on sakvoiazh.ru according to the materials ru-travelliving.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх