На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Церковь Святой Ирины — Константинополь или Церковь Святого Мира

Всего 32 фото

Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся христианских церквей Константинополя, посвящена «Святому миру» (а не святой Ирине как может показаться). Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы. Айя-Ирина представляет новый для VI века тип базилики в форме креста.

Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии.

Айя-Ирина является уникальным образцом византийской базилики чудом сохранившаяся до нашего времени. Смотрим дальше…

Чтобы увидеть эту церковь необходимо войти во внутренний двор дворца Топкапы — главного дворца Османской империи до середины XIX века. Айя-София у нас за кадром слева и ближе…
02.

Хронисты и патриографы обычно приписывают постройку Айя-Ирены императору Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη). Однако этот историк уже в другом документе намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил.
03.

04.

Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.).
05.

06.

Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, — как уточняет Сократ.
07.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане "бросили" огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные же работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов.
08.

Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г.
09.

Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434–446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.
10.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). (Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии). Церковь стала жертвой пламени во время памятного восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии.
11.

В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает "о святилище". 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию.
12.

Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740–775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Культурный слой в этом месте поднялся за полторы тысячи лет на 5 м, так что, входя внутрь, вы должны довольно долго спускаться по дощатому настилу.13.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской.
14.

15.

16.

17.

Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν, τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.
18.

В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.
19.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом (арсеналом). С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем церковь стала Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.
20.

Архитектура Церкви Святой Ирины

В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.21.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.
22.

На втором плане — Айя-София (фото ниже)
23.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo'льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

В отличие от других константинопольских храмов, Ирина сохранила уникальный раннехристианский синтрон — то есть поднимающиеся амфитеатром сиденья для епископов. На этом месте 28 марта 1283 г., “предварительно чисто вымыв святой престол” (как иронически пишет историк Пахимер), произвели в патриархи Григория Кипрского. Апсиду, пятиугольную снаружи и полукруглую внутри, украшает огромный мозаичный крест, исполненный черными контурами по золотому фону. Его расширяющиеся рукава украшены каплевидными окончаниями. Крест утвержден на трехступенчатом пьедестале, который стоит в самом центре двойного зеленого позема, развернутого по всему основанию конхи, то есть как бы посреди всей земли. Перед нами — замечательный образец иконоборческого храмового убранства: ведь именно крест как универсальный и не подлежащий индивидуальным трактовкам символ иконоборцы противопоставляли иконе.24.

Фото Ayhan Çakar. Flikr.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха.
25.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια, что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.
26.

27.

28.

29.

График у меня был напряженный, так что попасть внутрь церкви не довелось, не хватило времени. Впереди была Цистерна Базилика, Морской музей на противоположном берегу Золотого Рога и много еще чего-то…) Фресок кстати в церкви не сохранилось еще со времен иконоборчества. Так что осмотрим Айя-Ирину внутри уже в следующий раз)
30.

Начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.
31.

Церковь Святой Ирины производит сильное впечатление, в основном визуальное и субъективно личное по ощущениям конечно же. У нее теплая живая добрая энергетика. Она не была переоборудована в мечеть, что позволило сохранить ее первозданную красоту древнего христианского храма. Раннехристианские базилики вообще у меня вызывают теплые удивительные ощущения, как будто я только что вернулся домой…
32.

Источники:

R.Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères (Paris, 1969) (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) 103–106. Перевод с французского Т.А. Сениной, 2008 г.
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.

© Vladimir d’Ar, 2017

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх