На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Археологический музей Стамбула. Музей Древнего Востока. Хетты. Ворота Иштар. Часть 1.

Всего 79 фото

Вот и настал черед Стамбульского Археологического музея. Долго не мог подступиться к этой глобальной теме и одновременно необычайно увлекательной. Надо было еще созреть для всего этого) Как обычно я много снимаю и в конце-концов сталкиваюсь в активе с необъятным визуальным материалом который требует обязательной кропотливой обработки.

Более того, фотосъемка в музеях довольно затейливое занятие — свет там как правило никакой и ты больше стараешься правильно снять и выжать из фотокамеры все что только возможно. Это несколько осложняет нужное расслабленное восприятие древних экспонатов "в живую", но одновременно и стимулирует возможность на стадии обработки дополнить былые реальные впечатления от нахождения в поле Истории, контакта с артефактами — уже в плане второй волны проникновения на чувственный уровень своих ощущений от созерцания.

Стамбульский Археологический музей поразил надо сказать. Этот музейный комплекс состоит из трех основных разделов — Изразцового павильона (Чинили Кёшк), здания основного Археологического музея и музея Древнего Востока (Эски Шарк Эсерлер Мюзеси). И речь сейчас пойдет пока именно о последнем который многие считают не слишком достойным свего внимания и дружно отмечают, что Музей Древнего Востока маленький, экспонатов там не много и спешат поскорей перейти в основное здание "с главными" коллекциями. Тем ни менее Музей Древнего Востока Стамбульского Археологического музея как раз очень даже понравился. Поэтому я посвящу ему целых три статьи, иначе у меня не получится быть последовательным и даже увлеченным в изложении материала) Музей сам по себе действительно не очень большой, но его экспозиции чрезвычайно значимы, удивительны и увлекательны. Пытаться систематизировать артефакты для показа в статье именно с точки зрения хронологии не просто поскольку экспонатов действительно не много, но те какие есть однозначно компенсируют некоторые недостатки экспозиции в охвате представлений об истории древнего мира. Итак, у нас сегодня древнейшие цивилизации.

Попасть в Стамбульский Археологический музей можно двумя путями — из Парка Гюльхане (от входа в парк сразу направо и вверх) или с территориии Первого Двора султанского Дворца Топкапы (за церковью Святой Ирины и Монетным двором влево). Мы как раз сейчас и идем к Археологическому музею Стамбула из Первого двора Топкапы.
02.

Улица эта чрезвычайно колоритна исторически и уже настраивает на предвкушения погружения в Историю.
03.

Отмечу, что на территории Археологического музея очень много интереснейших экспонатов под открытым небом. Они явно достойны отдельного рассказа, показа и мы к этой теме еще вернемся, а пока же не будем акцентировать на них своего пристального внимания.
04.

Кстати Музей Древнего Востока находится первым по пути к основному зданию. Так что вполне логичным будет посетить вначале именно его. Здесь нас встречают базальтовые львы из Сенджерли (хеттского города Самал). VIII век до н.э. позднего хеттского периода. Когда-то они также стояли на входе возможно храма и обозначены в поясняющей табличке как Portal Lions.
05.

06.

Мы стоим перед входом в Музей Древнего Востока. Слева у нас основное здание Археологического музея Стамбула, справа Музей Древнего Востока, а ниже и на дальнем плане фото — навес над билетными кассами и турникетами с местами досмотра личных вещей.
07.

В Музее Древнего Востока, построенном в 1883 году, представлена коллекция артефактов, относящихся к доисламскому периоду. Здесь и Ассирия, Древний Египет, Вавилонское царство, и многе другое. Четко определенного маршрута не предписывается, поэтому посетители сразу же растекаются по многочисленным залам и переходам музея реагируя визуально на наиболее привлекательные экспонаты.

Южная и северная Месопотамия. XX-X вв. до н.э.
08.

Статуэтки. Боги и богини, музыканты, растительные рельефы, эротические сцены.
09.

Старовавилонский период — эпоха в истории Древней Месопотамии, датируемая XX-XVI веками до н. э. (ок. 2000 — ок. 1595 гг. до н. э. согласно средней хронологии). Выделяется для южной части региона, долины Диялы и отдельных районов Среднего Евфрата (государство Мари); в других землях Северной Месопотамии, а также в Восточной Анатолии ей в основном соответствует староассирийский период. Старовавилонская эпоха характеризуется политическими и культурными изменениями, обусловленными крушением Державы III династии Ура, расселением амореев и возвышением государственного образования с центром в Вавилоне. В археологии этот период совпадает с эпохой средней бронзы.

Здесь мы видим многочисленные глиняные клинописные таблички как раз старовавилонского периода.
10.

Гудеа — правитель (губернатор) шумерского города Лагаша. 2141-2122 гг. до н.э.
11.

Girsu (Telloh) – город древнего Шумера, расположен примерно в 25 км (16 миль) к северо-западу от Лагаша, на месте современного Telloh, Мухафазе Ди-Кар, Ирак.

Бассейн для освящения воды, подарок правителя города Лагаша Гудеа храму Нингирсу. 2144-2124 гг. до н.э.
12.

Ступа с посвятительной надписью. Подношение богу Inlil от царя Gudea из города Lagash. Третья династия Ур. 2114-2122 гг. до н.э. Ниппур. Диорит.
13.

Вотивные стелы. Подношения царя Gudea из города Lagash храму Nin-Girsu.
14.

15.

Основание скульптуры.
16.

Посвятительные плиты с надписями.
17.

18.

Аккадское царство. Утварь.
19.

Вотивные статуэтки-сосуды. Месопотамия.
20.

Аккадский царь Нарам-Син. 2254-2218 гг. до н.э. Диорит.
21.

Статуя Puzur-Ishtar – губернатора древнего города Мари. Начало 2-го тысячелетия до нашей эры. Базальт.
22.

23.

Стела с рельефом (сцена пира, империя хеттов, XIV век до н.э.) и жертвенник из храма бога Haldi.
24.

Жертвенник из храма бога Haldi. Урарту. VII век до н.э. Topprakkale. Tрахит.
25.

Мера веса в виде дикой утки с посвятительной надписью. Принадлежала вавилонскому священнику Mushallim-Marduk. XIII век до н.э. Диорит.
26.

Линейная мера веса в Месопотамии и их метрические эквиваленты. Ниппур. Бронза. XV век до н.э.
27.

Жемчужина музейной коллекции — знаменитый Кадешский договор – глиняная табличка с текстом самого древнего (1269 г. до н.э.) между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Муваталлисом. Спустя 16 лет после битвы при Кадеше кровопролитная и безрезультатная для двух стран война завершилась заключением мирного договора – древнейшего из известных исторической науке договоров о вечном мире, братстве, и сотрудничестве в деле отражения внешней агрессии и подавления внутренних беспорядков. А еще через 13 лет этот договор был скреплен династическим браком Рамсеса II со старшей дочерью хеттского царя Хаттусилиса III. Каждая из сторон документально приписывала себе безусловную победу над врагом.

Кадешский договор. Глиняная табличка. Хатусса. Аккадский язык. Период Хеттской империи. 1269 год до н.э.
28.

Северная Месопотамия. Средний и Новоассирийский период. 1350-600 гг. до н.э.
29.

30.

Голова орла. Ниневия.
31.

Железный век. Период Урарту. IX-VI вв. до н.э.
32.

Период средней и поздней бронзы. Северо-восточная Анатолия.
33.

Курильницы (кадило), плиты с рельфами, изображения животных, змея и орел, вотивные статуэтки, водоотводные желоба.
34.

35.

Гончарные сосуды, изготовленные с использованием гончарного круга.
36.

Почетные стелы высших сановников. Среднеассирийский период. XIII век до н.э. Известняк.
37.

Сосуды для хранения зерна с иероглифическими надписями. Обнаружены в одной из комнат Великого храма. Период империи хеттов. XIII в. до н.э. Хатусса.
38.

39.

Основание стелы с иероглифическим письмом. Период империи Хеттов.  XIV век до н.э. Хаттуса.
40.

41.

При урском царе Урнамму и его сыне Шульги сиро-хеттский ород Самал (Зенджирли) достиг своего расцвета. По подсчетам, сделанным археологами, в этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м.
42.

Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.
43.

Рельефы южных ворот города Самал. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Базальт.
44.

Рельефы южных ворот города Самал. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Базальт.
45.

Древний хеттский город Самал
46.

47.

48.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
49.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
50.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
51.

52.

Хеттские воины на колеснице.
53.

54.

Царь Barrecub молится на фоне священных символов. В надписях рассказывается об устройстве царского дворца.
Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
55.

Торжественная процессия сановников из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самалъ. Базальт.
56.

Торжественная процессия музыкантов из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
57.

Торжественная процессия из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
58.

Статуя божества на основании на котором изображение героя и двух львов.
Из здания дворца J. Самал. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.
59.

60.

61.

Восхитительные львы из Сенджерли (древний город Самал). IX век до н.э. Позднехеттский период. Базальт.
62.

63.

64.

65.

66.

Сфинкс. Из ворот дворца No.3. Поздний хеттский период. VII век до н.э. Самал. Базальт.
67.

Основа колонны. Двойной сфинкс из Сенджерли. Из парадного входа дворца No. 3. Поздний хеттский период. VIII век до н.э.
68.

Стела с иероглифическим письмом. Поздний хеттский период. X век до н.э. Izgin. Известняк.
69.

Позднехеттская стела с иероглифическим описанием. Сцена пира. IX век до н.э. Marash. Базальт.
70.

Cтела с иероглифическим письмом.
71.

Торс статуи. Поздний хеттский период. VI век до н.э. Паланга (Darende). Известняк.
72.

Вавилон

Декоративные кирпичные панели улицы Процессий и ворот Иштар в Вавилоне.
Период царствования Навохудоносора II (604-562 до н.э.). глазурованный кирпич.
73.

Лев — символ Иштар

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
74.

Бык — символ Адада
75.

Быки и драконы Ворот Иштар.
76.

Сирруш (дракон) — символ Мардука

Впечатляет так же и надпись, которую Навуходоносор II приказал поместить где-то на воротах Иштар (где именно — не известно), гласящая:"Я — Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие… первородный сын Набополасара, царь Вавилона…".

Стела с рельефом и надписями. IX-VIII в. до н.э.
77.

7

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх