На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 736 подписчиков

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Категория: Театральные

Город: Москва
Адрес: ул. Бахрушина, 31/12
Телефон: +7 (495) 9534848

Открылся в 1894 г. Основа музейного фонда — личные коллекции купца и мецената А.А. Бахрушина, посвященные истории театра.

Сегодня здесь хранится более 1,5 млн экспонатов.
Первоначально это была любительская коллекция предметов, составлявших театральный быт: личные вещи актеров, сценические костюмы, балетная обувь, фотографии с автографами звезд того времени. Но со временем Бахрушин становился все более тонким и опытным знатоком истории театра, а его собрание — все более ценным. Сейчас, например, в постоянной экспозиции, посвященной истокам русского театрального искусства, есть документ, с которого в России началась жизнь драматического театра. Это «Указ об учреждении первого общедоступного театра для представления трагедий и комедий», изданный в 1756 году самой императрицей Елизаветой Петровной.

Бурному росту коллекции способствовало знаменитое гостеприимство дома Бахрушиных. По субботам здесь собиралась вся театральная Москва. По традиции, гости приходили не с пустыми руками. Многие понимали, что лучшим подарком коллекционеру будет какая-нибудь театральная реликвия. Для каждой подаренной вещи Бахрушин заказывал специальные картонные этикетки, на которых красивыми золотыми буквами было написано: «Дар такого-то». Однажды знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова передала в дар собранию все памятные подарки, полученные за годы работы на сцене.

На «Бахрушинских субботах» бывали М.Н. Ермолова, Г.Н. Фетодова, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, К.А. Коровин, М.А. Добужинский, А.М. Васнецов, Ф.И. Шаляпин, И.А. Бунин, В.И. Суриков и многие другие. А в день торжественной передачи собраний Бахрушина в дар Российской академии наук сюда приезжал даже сам светлейший князь Константин Константинович.

Не только подарки составляли коллекцию Бахрушин часто ездил в поисковые экспедиции по России и за границу. Его знали во всех антикварных лавках не только Москвы, но и Парижа, Генуи, Вены. Из поездок Бахрушин привозил маски, костюмы, изделия народных промыслов, музыкальные инструменты со всего света, даже мебель. Его страсть коллекционера была предметом анекдотов и легенд. Когда в 1909 году реставрировали склеп Н.В. Гоголя, по Москве пополз слух, будто Бахрушин выкупил у могильщиков череп великого писателя и поставил у себя в кабинете в серебряном венке.

Сам Бахрушин считал главным поставщиком своего музея знаменитую Сухаревку, место в Москве, где собирались старьевщики с самыми разными товарами. Сегодня такое место назвали бы блошиным рынком. Именно здесь Алексей Александрович совершил покупку, положившую начало его коллекции. За 50 рублей он приобрел 22 маленьких портрета, на которых были изображены люди в театральных костюмах. Как выяснилось впоследствии, это были эскизы костюмов художницы Марианны Кирцингер, сделанные ею в Париже, по которым шились костюмы для актеров крепостного театра графа Шереметева в XVIII веке.

С момента открытия музея и до своего последнего дня Алексей Бахрушин был его директором и главным собирателем. Им было придумано множество традиций, часть которых сохранилась в жизни музея и по сей день. Сегодня, как и сто лет назад, здесь проводятся встречи с известными людьми театра и культуры, на которые может прийти любой желающий.

После смерти Бахрушина в 1929 году музей ежегодно пополнялся и продолжает пополняться за счет переданных в дар или приобретенных экспонатов: портреты и личные архивы театральных деятелей, костюмы и реквизит, эскизы и макеты декораций, фото- и видеодокументы, редкие театральные книги. Среди последних поступлений личные вещи и награды Майи Плисецкой, переданные в дар музею самой балериной.

Еще в первые годы жизни театрального музея было понятно, что одного особняка на улице Бахрушина и прилегающих к нему построек недостаточно, чтобы выставить все собрание. Нехватка пространства остается серьезной проблемой музея и сегодня. Один из путей ее решения — это постоянно меняющиеся выставки и активное участие музея в российских и международных культурных проектах. Музей ведет обширную научную и издательскую работу, позволяющую донести до широкой публики многое из того, что находится в хранилищах. Кроме основного здания, самого Бахрушинского дома, театральный музей объединяет девять филиалов и готовится к открытию десятого. Три мемориальных дома, четыре музея-квартиры, выставочный зал, музей-мастерская и Дом Бахрушина, расположенные в разных точках исторического центра Москвы, образуют уникальный пеший маршрут по театральной столице. Как торговаться: секрет купца Бахрушина.

Алексей Александрович очень любил ходить по антикварным лавкам в поисках очередного экспоната для своей коллекции. На случай, если удавалось найти что-нибудь по-настоящему ценное, у Бахрушина была разработана своя методика ведения торгов. Не показывая, в чем состоит его действительный интерес, Алексей Александрович начинал восторгаться близлежащей безделушкой. Продавец, радуясь, что покупатель, назначал высокую цену, и начинался торг. Наконец, как бы уже уступая, Бахрушин невзначай интересовался ценой вожделенного предмета, за которым он на самом деле пришел. Разгоряченный удачным торгом продавец зачастую называл настоящую, то есть невысокую цену вещицы, ведь не из-за нее же спор. Тогда коллекционер говорил, что зайдет завтра, а в залог покупал как раз то, за чем и приходил.

Дом Бахрушина на Зацепе.

Земельный участок под строительство отец Бахрушина подарил сыну на свадьбу. Друг семьи, известный московский архитектор Карл Карлович Гиппиус, спроектировал для молодоженов дом. По замыслу Бахрушина, трех полуподвальных помещений должно было хватить для тогда уже немалой театральной коллекции. Однако собрание постоянно росло. Вот как вспоминает об этом сын Бахрушина, Юрий Алексеевич: …«Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда-то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».

published on sakvoiazh.ru according to the materials culture.ru

Ссылка на первоисточник
наверх