На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник

Категория: музей-заповедник

Город: Назрань
Адрес: Джейрахский р-н
Телефон: +7 (928) 9171036

Историко-архитектурный и природный музей заповедник в Ингушетии – это более 65 тысяч гектар. Горная зона Ингушетии богата уникальными памятниками природы, такими, как Таргимская долина, ущелья рек Армхи и Асса.
Здесь сосредоточено множество памятников истории и культуры, наиболее значительными из которых являются храмы Алби-Ерды, Тхаба-Ерды, замковый комплекс Вовнушки, архитектурные комплексы Хамхи, Таргим, Эгикал и другие.

Ингушские башни уникальны по своей архитектуре. Сотни лет тянутся они к небу. Памятники говорят о мастерстве древних зодчих, об обычаях и традициях горцев, о людях, прославивших когда-то этот прекрасный край. Башенные комплексы строили порой на вершинах скал. С чем это могло быть связано? Вопросы войны и мира всегда стояли остро для народов Кавказа. Для строительства башен места определялись так, чтобы разные селения могли сообщать друг другу огненными стрелами о надвигающейся опасности. Мы можем обратить внимание на одинокую башню, которая возвышается на пути от села Фалхан к селам Лежг и Ольгетти. Она являлась не только боевой, но и сигнальной. Башня хорошо видна была в селениях Фалхан и Лежг, в свою очередь башня аула Лежг видна в селе Эрзи. На западном склоне горы Мат-лом возвышается ещё одна одинокая башня, которая как бы нависает над селениями Эрзи, Шуаны и др. Огненные сигналы, поданные в Джейрахе, достигли бы Фуртоуг, затем Харпе, Бейни и постепенно разошлись по всей стране… Башни строились на скалах как для защиты от врагов, так и для сохранения годной для обработки земли. Важным условием выбора места для поселения являлось наличие источника воды. К нему предки ингушей относились с особой бережливостью.

Внимание к архитектурным памятникам Ингушетии было обращено ещё в ХVIII-XIX веках. В начале — середине ХХ века к их изучению приступили исследователи Л. П. Семенов, Н.Ф. Яковлев, Е. Крупнов, М.М. Базоркин, художники И.П. Щеблыкин и Х. Ахриев и другие. Каждая деталь местного быта, все встреченные археологические находки описывались ими с неизменной тщательностью. И.П. Щеблыкин делал по ходу работ зарисовки средневековых построек. В последующие годы и в нашей время продолжается изучение башенной архитектуры ингушей. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, — отмечал И.П. Щеблыкин, — они устойчивы и прочны. Поражаешься мастерству строителей, их вкусу и умению так великолепно разрешить и воплотить в реальные формы свои замыслы и фантазии».

Некогда ингуши в горной зоне жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание Ингушей), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. В силу географического положения и по воле истории ингуши испытывали влияние различных религий: переднеазийского язычества, зороастризма, христианства, мусульманства. Л. Семенов, проводивший археологические и этнографические экспедиции в горах Ингушетии, пришел к такому выводу: «В ингушских памятниках отражена смена трех религий, последовательно сменявших одна другую: языческая (наиболее древняя), христианская (начавшая проникать сюда около ХII века), мусульманская (проникшая около ХVII века)».

Горы, скалы, бурный поток Ассы, башенные исполины, склепы — всё это Джейрахско-Ассинский музей-заповедник.

У самого входа в Джейрахское ущелье раскинулось ингушское селение Фуртоуг. От былой боевой башни сохранилось лишь основание. Башни селения Фуртоуг приземистые. Они шире, ниже и мало ссужаются кверху. Такие башни называли «гала». Они служили основным жилым помещением в эпоху средневековья. Склепы этого селения разрушены.

Джейрахское ущелье является крупным центром культуры ингушей. Селение Джейрах раскинулось по обе стороны дороги, а над ним — склоны могучей, скалистой горы Мат-лом и стройная высокая башня, с устремленной ввысь чешуйчатой верхушкой.

Гора Мат-лом кажется неприступной. Скалистые утесы напоминают тело гиганта. Змейкой вьётся тропинка по горному склону, через луга, по завалам. Навстречу ползут туманы, напоенные ароматами трав, холодным дыханием освежая лица путников.

На горе Мат-лом некогда находились три святилища: «Сусон-дэла», «Мятер-Дяла» и «Мятцил». От первого святилища остались лишь руины. К северу от него можно увидеть полуразрушенное святилище Мятар-Дяла. «Мятцил» — культовое святилище с прямоугольным основанием и двускатной ступенчатой крышей. Архитектура здания лаконична и строга. С боковых сторон в него ведут два входа, каждый из которых завершается аркой. В давние исторические времена здесь происходили грандиозные моления. Жители гор глубоко чтили этот храм.

Старинные постройки селения Бейни расположены у подножия горы Мат-лом. Особенно красивы они на фоне неба с плывущими белыми облаками…

Тропинка в горах ведёт к селениям Лежг и Ольгетти, мимо одинокой боевой башни. Над селением Лежг возвышается очень стройная боевая башня. Селение Ольгетти, насчитывающее сотни лет и заново отстроенное после стихийного бедствия в 2002 году, живописно раскинулось над долиной реки Армхи.

Севернее Лежги, на отроге горы Мат-лом находится Фалхан — крупный башенный посёлок замкового типа. Замок Дзараховых, состоящий из соединений жилой башни с боевой выходит одной стороной к глубокому оврагу. Боевая башня в высоту достигает 25 м. Интересны величественные склепы селения Фалхан. Склеповый некрополь из 12 гробниц посёлка Фалхан установлен на горном склоне, к северо-западу от селения.

Некогда неприступный комплекс замкового типа селения Мецхал стоит на северо-востоке от селения Фалхан, на отроге горы Мат-лом. Здесь некогда высились обособленные, но тесно взаимосвязанные мощные башенные замковые комплексы Точиевых и Котиевых. Этот башенный комплекс был административным и культурно-экономическим центром поздне-средневекового Джейрахско-Мецхальского горно-ингушского общества.

В селении Эрзи (что в переводе означает «орёл») насчитывается девять боевых и двадцать две жилые башни. Боевые башни замыкают со всех сторон селение, одна их них, прислонившись к пластам сланца, стоит у входа в аул. Жилые башни расположены между боевыми, занимая всю площадь слегка покатой террасы. Башни сложены в основном из речных валунов и лишь по углам встречаются массивные тесаные блоки… У основания башен лежат более крупные камни. Стены скреплены отдельными плоскими плитами. Башенные постройки не имеют фундамента, они поставлены непосредственно на скальную или сланцевую основу — материк.

Существовал такой обычай — место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, такой участок считался хорошим, и тогда начинали строительство…

Постройки селения Эрзи дают довольно полное представление об основных особенностях архитектурного стиля.

Жилые башни «гала» редко достигали высоты более 10 м. Были они двух- и трехэтажными. В центре башни находился опорный четырёхгранный столб. Крыша жилых башен была плоской.

Особенно красивы в ауле Эрзи боевые башни. Они строились прочно, с учётом возможных случайностей. Боевая башня имеет один входной проём, реже два, и ведут они сразу же на второй и третий этажи. Переходы устраивались по углам и располагались зигзагообразно. Боевые башни в высоту достигают 25-30 м при ширине стен у подножия до 6 м. Обычно завершается боевая башня пирамидально-ступенчатым покрытием. Издали оно кажется чешуйчатым.

Строительство боевой, да и жилой башни обставлялось очень торжественно. В народе были известны имена строителей. Они строили не только у себя на Родине, но и у соседних народов. Они обладали прекрасным чувством меры, что и позволило им создать такие сооружения, которые смогли сохраниться до наших дней. Искусство своё передавали по наследству. Исторические документы хранят имена ингушских мастеров, славившихся искусством возведения боевых пирамидальных башен, которые являются высшим достижением каменного зодчества северокавказских народов.

Строительство башни должно было закончиться в течение одного года — ровно через 365 дней после начала. Если же зодчие не укладывались в срок, стройку приостанавливали, что было крайне нежелательно, так как в этом случае род признавался слабым.

Часто башни сочетаются с окружающим пейзажем и по цвету почти не отличаются от ближайших скал. Стены сложены из хорошо подогнанных камней. У подъёма к селению Эрзи стоят склепы. Рядом со склепами находилось святилище Эрзели.

Аул Дошхакле — башенный комплекс замкового типа на отроге горы Цей-лом в Галгаевском ущелье. Боевая башня, находящаяся в центре замка, достигала 28 метров в высоту.

И вот, открывается панорама аула Эгикал. Эгикал является одним из крупнейших башенных комплексов горной Ингушетии. Расположен он на южном склоне горы Цей-лом, в двух километрах от реки Ассы, и занимает площадь около пятидесяти га. По периметру аула тянутся подземные, полуподземные, надземные захоронения домусульманского и мусульманского периодов. В склепах — «солнечных могильниках» — видны останки предков ингушей. Мусульманские кладбища вплотную подходят к башенному комплексу. На некоторых плитах — «чуртах» — сохранились тексты, написанные арабской вязью.

Комплекс Эгикал состоит из более, чем сотни различных построек: боевые, полубоевые, жилые башни, святилища, склепы; круглые, башнеобразные, наземные и подземные. Датируются они ХII-ХVII веками, хотя история комплекса значительно древнее.

О древности Эгикала свидетельствует и его название, восходящее к Страбону и Грузинским древним летописям. На эту же глубокую древность указывают и находки предметов куро-аракской культуры в Эгикале.

Здесь было всего четыре боевых башни. Сегодня из них осталась только одна стройная, высокая боевая башня, в ней вырублены изображения человеческих фигур.

Вдали видны башенные поселки: это селения Хамхи, Таргим, Пуй… Селение Хамхи было некогда известно своими прославленными джигитами.

Уникальным памятником средневековья является храм Тхаба-ерды. Он был построен ещё в IХ веке. Длина — 16,20 м, ширина — 7,60 м. В 1781 году впервые на его архитектуру обратили внимание путешественники Штедер, затем, в 1811 году — М.Энгельгардт, в 1886-м — В.Ф. Миллер. Тогда ещё храм был в полной сохранности.

Стены храма сложены из самого разнородного камня, фасад и отдельные детали храма облицованы плитами мягкого известкового конгломерата. В.Ф. Миллер застал в первозданном виде барельеф на фасаде храма Тхаба-ерды: «В пространном сферическом треугольнике, окруженном как бы выпуклой рамою, представлен человек, по-видимому, сидящий на седалище, с моделью церкви на голове; по бокам его две стоящие фигуры — правая (от зрителя) держит в левой руке крест, а правую положила на рукоять меча; левая фигура в епитрахили и с кистями винограда на плечах… В той же западной стене, по обеим сторонам среднего барельефа, вделаны плиты с изображениями двух ангелов; над барельефом — под коньком — ещё плита с неявственной человеческой фигурой, с рукою на рукояти меча». Время сильно повредило изображения.

Храм Тхаба-ерды был важным центром для предков ингушей. Здесь собирались жители окрестных селений Эгикал, Таргим, Хамхи и прочих. Старейшины самых крупных селений возглавляли моления. Все почитали эту святыню.

Село Таргим расположено ниже по течению реки Ассы. Чем-то оно напоминает селение Эгикал. Жилые постройки окружены боевыми башнями. Составной частью любого башенного комплекса Ингушетии всегда являются склепы — «солнечные могильники». Возводя башни, мудрые предки ингушей одновременно строили и наземные склепы, чтобы достойно проводить человека в иной мир.

В районе селения Таргим находился храм Альби-Ерды. Сегодня от него остались только развалины стен.

Удивительным по стилю является башенный комплекс «Вовнушки». И как только удавалось строить такие фантастические сооружения предкам ингушей? Трудно представить, сколь развитую культуру и глубокие познания в различных областях науки нужно было иметь, чтобы возводить на скалах стройных исполинов, так искуснго вписывая их в лоно природы.

Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный музей-заповедник — это десятки башен, множество склепов, святилищ и других сооружений. В Музей-заповедник входит более 100 уникальных архитектурных комплексов (с численностью от 10 до 60 памятников в каждом) разной степени сохранности.

Архитектура и схожа и отлична. В целом всей для башенной архитектуры ингушей характерны такие черты как стройность, рациональность и прочность. Но при всей схожести башенные комплексы имеют свои особенности. В разных селах работали мастера, имевшие свой творческий почерк, свою архитектурную манеру. Образцы башенной архитектуры напоминают о далеких, порой легендарных страницах истории ингушей, повествуют о материальном благосостоянии и мощи того или иного рода и его места в социальной структуре ингушского общества. «Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия — новые шаги человека в небо», — писал исследователь Е. Крупнов.

published on sakvoiazh.ru according to the materials culture.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх