На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Богородице-Рождественский монастырь или Духовное величие Рождественского собора обители. Часть 2.

Всего 27 фото

Во второй части рассказа о Богородице-Рождественском монастыре я остановлюсь на более подробной истории храмов обители и своих некоторых субъективных ощущениях от неоднократных её посещениях. Здесь мы, все же, увидим кое-какие фото внутренних пространств храмов, красоту которых невозможно скрыть от внешнего Мира. Также, я особенно остановлюсь на Рождественском соборе, который совершенно нежданно поразил меня своей внутренней духовной силой и величием.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.
02.

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части.
03.

По своему строению собор пирамидален. При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана. Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок. Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами.
04.

Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор. Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов.
05.

В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).

Портал Рождественского Собора Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница.

Ниже, справа, охранник, кто смирился с тем, что, я-таки, буду снимать…)
06.

Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался. Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня. Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В 1676-87 гг. разобрали звонницу Рождественского собора и взамен ее пристроили с юго-запада шатровую колокольню.
07.

В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа.
08.

В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.
Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана.
В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись.
09.

На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора.10.

В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века. Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками…
11.

В основном, я использую для исторических выкладок сторонние источники, но личных впечатлений никто не отменял. В 2014 году мне удалось побывать в этом древнейшем храме. Впечатления были просто потрясающими — я этого совсем не ожидал. Храм наполнен такой плотной благостной энергетикой, идущей из глубины веков, что захватывает дух. Стены собора, как будто, излучают необычайные безусловные эманации добра и любви. Храм казался "живым", наполненным строгим, но достойным мудрым сознанием. Это, конечно, надо видеть и побывать здесь. Как никогда жалею, что не могу выложить фотографий внутреннего объема собора (что так восхитил), которых у меня нет именно по причине монастырских запретов на фотосъемку.
Фотографии внутри собора — с официального сайта монастыря — довольно слабые по информационной насыщенности — сняты только иконостасы и пристройка. Ну, что есть — то есть. Храм небольшой, но очень величественный, одновременно теплый и близкий в ощущениях, иначе и не скажешь.
12.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле.
13.

Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек. Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века. В настоящее время храм – действующий. Трапезные палаты восстановлены.
14.

В числе росписей есть копии картин Г.И. Семирадского: «Христос и самарянка», «Христос у Марфы и Марии».
15.

До революции в храме был великолепный иконостас резного дуба.
16.

Храм очень красивый как снаружи, так и внутри. Он расположен, как бы, на втором этаже — короче — является верхним храмом. Все очень достойно и благостно. Во внутреннем объеме Трапезных палат легко и воздушно — кажется, что Святой Дух безусловно витает здесь… Передать всю эту красоту и возвышенные ощущения обычными словами мне не удастся – перекрестный контроль за фотографирующими здесь (с применением сочетания ключевых слов) — «на чрезвычайно высоком уровне»). Удовлетворимся фото, выложенными выше, с официального сайта монастыря.
17.

Сейчас мы переходим еще к одной архитектурной жемчужине монастыря — к Храму Иоанна Златоуста…
18.

Его редкая, для православных храмов, зеленая цветовая гамма, сразу бросается в глаза.
19.

Храм святителя Иоанна Златоуста

Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя  Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным. В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод. Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.
20.

С ХVII века частично сохранились сложные кирпичные карнизы, аркатура на барабанах главок, закомары, нарядные наличники. В 1792 году к храму сделали пристройку (по некоторым сведениям, она существовала с конца ХVII века и была возобновлена), в которую был перенесен из собора придел святителя Николая Чудотворца. В 1812 году был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В это же время храм из трапезного становится соборным.
В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. Отделка приделов была стилизована под древнерусское узорочье. В конце 60-х годов ХIХ века их перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. В 70-е годы XIX века в храме появилась новая роспись, но под ней сохранилась часть росписи XVII века с датой возведения храма.21.

В 1903–1904 годах храм был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые, благодаря чему храм стал более просторным и вместительным. В храм из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского.
После революции храм подвергся общей участи церквей в России. В 1960-х годах был произведен внешний ремонт храма, однако внутри все оставалось без изменений. В течение многих десятилетий здание храма находилось в аварийном состоянии. В настоящее время храм реставрируется. Мечтаю туда попасть как-нибудь.
22.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (архитектор Н.И. Козловский) является доминантой на Рожественке. Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.
23.

Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи. В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга, к сожалению не сохранившийся. Но некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Храм был расписан в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю здания церкви – позднему классицизму.24.

В 1960-е годы здание колокольни было внешне отремонтировано, но к 90-м годам прошлого века вновь пришло в запущенное состояние: оно использовалось как хозяйственное помещение.
25.

На десерт — еще пара фото этого удивительного уголка Старой Москвы.
26.

27.

Ну, вот и все. Хочу только сказать в заключение, что, по большому счету, обходить всю территорию монастыря, действительно, может и не сто́ит – Yandex-карты в помощь (на карте можно "проехаться" по территории обители в режиме панорамы) – там видно, что восточные кельи – завешены разрисованными полотнищами, а вся территория довольно пустынна, неуютна и от нее тянет холодом. Наверное, на этом месте и также было монастырское кладбище… В общем, обзор еще одного монастыря Старой Москвы можно считать законченным. Буду рад, если информация и фоторяд були полезны и интересны.
Источники:
Официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря.
— фото внутри храмов обители также взяты с официального сайта Рождественского монастыря.Сайт vidania.ru — «Московский Богородице-Рождественский монастырь».Елена Лебедева. Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве. Портал pravoslavie.ru.Портал «Храмы Москвы».Википедия.

© Vladimir d’Ar

Первая часть

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх