На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 736 подписчиков

Брест, ч.2 — здесь вершилась история


Первая ассоциация с Брестом у большинства людей может быть двух видов — граница или крепость. Про героическую оборону крепости, принявшей на себя первый удар немецкой военной машины, слышал каждый, кто хоть немного интересовался историей. Именно Брестскую крепость я и покажу в сегодняшнем посте. Ещё на границу издали посмотрим, ведь эта крепость — редкое место с таким мощным туристическим потоком, находящееся через речку от другой страны.

Наконец, хотелось бы поговорить о сегодняшнем амплуа Брестской крепости и осмотреть музей железнодорожной техники, что расположен по соседству.

1. Брестская крепость — огромная по площади система укреплений и фортов, разбросанных на значительные расстояния. Строившуюся несколькими очередями, капитально и с размахом, Брестскую крепость обойти целиком за один день нельзя просто физически. Да и формально сделать это невозможно — часть фортов находится в узкой приграничной полосе, куда, само собой, посторонних не пускают, а часть — вообще на территории Польши. Тот сравнительно небольшой участок, на котором обустроены прогулочная зона, мемориал и музеи, — это Цитадель, центральная часть крепости, вокруг которой располагаются три обширных укрепления.
Главный вход на территорию представляет собой монумент с огромной звездой, сооружённый на откосах крепостного вала:
2. Внутри этой арки периодически включается запись знаменитого оповещения о нападении Германии на СССР, зачитанного Левитаном, и песня "Священная война":
3. Прямо из-под этой звезды можно заглянуть в казематы внутри вала Кобринского укрепления:

4. Далее мы попадаем в центр цитадели. Доминантным объектом мемориала "Брестская крепость-герой" является стометровый стальной штык-обелиск, установленный в июле 1971-го.

За ним видны церкви, слева — монумент "Мужество", справа — музей, на переднем плане — руины "Белого дворца". Теперь осмотрим эти объекты детально.
5. На фото — остатки так называемого "Белого дворца". Здание строилось в XVIII-м веке как церковь униатского монастыря, но в процессе возведения было перепрофилировано в офицерское Собрание. В нём в 1918-м году был подписан Брестский мир, по итогам которого побеждавшая в Первой мировой войне, но развалившаяся изнутри Россия фактически сдалась истощённой Германии и отдала ей наиболее промышленно развитые и плодородные территории, на которых проживала треть населения империи. Часть этих территорий через пару лет удалось вернуть, когда Германию добили западные страны. Но Польша и Финляндия покинули Россию навсегда, а некоторые земли, в том числе — Брест и вся Западная Беларусь, вернулись только ближе ко Второй мировой.

6. В цитадели сохранилась церковь — Свято-Николаевский гарнизонный храм 1876-го года (слева). При поляках его перестраивали в католический костёл. Во время обороны крепости здание стало одним из важнейших пунктов обороны в силу своего удобного стратегического положения. Каким-то чудом в боях оно уцелело, хоть и было сильно повреждено. В конце 90-х его восстановили, да так, что теперь храм выглядит новоделом. Справа — отдельно стоящая звонница собора, вроде бы новая, 90-х годов:
7. Главный объект мемориального комплекса — скульптура "Мужество", изображающая воина и знамя. На задней части композиции — горельефы, рассказывающие об отдельных эпизодах обороны крепости. В 2014-м году американский телеканал CNN включил эту скульптуру в список "самых уродливых памятников мира". В выражении лица воина американцы увидели признаки человека, страдающего запором. После шквала критики и негодования из Белоруссии, России и других неравнодушных стран журналисты извинились, фразу про запор из описания убрали, но из списка не удалили.
8. Рядом — проникновенная скульптура "Жажда", изображающая один из ужасов обороны Брестской крепости. Водопровод был уничтожен в первые дни войны, а все выходы к берегам рек и каналов простреливались фашистами. Люди в крепости просто умирали от жажды, а ведь значительная часть из них были ранены и при этом должны были воевать с врагом. На фоне этого в оцепенение приводят письма немцев с фронта "дорогой Марте и нашим милым дочерям", в будничной манере рассказывающие о том, как эти проклятые русские никак не хотят сдаваться…
9. В одной из восстановленных казарм в цитадели (справа на фото №4) разместился музей обороны. Музей хороший, с богатым набором экспонатов и множеством интересных фактов. Зависли на час, наверное, хотя для детального изучения и этого мало. С исторической точки зрения всё корректно и адекватно. Никаких модных нынче штампов о кровожадных офицерах НКВД и на лицо ужасных но добрых внутри фашистах. Об отдельных нелицеприятных моментах упоминается, но без излишнего ажиотажа и эмоций.
10. Первую очередь крепости строили в 1833-1842 гг., однако в дальнейшем она постоянно достраивалась и совершенствовалась, вплоть до 1914-го. В частности, в 1864-1888-м её модернизировали под руководством Тотлебена, известного нам, например, по Восточно-Выборгским укреплениям. Сегодня даже на музеефицированной территории цитадели много руин. Думаю, не просто так, а чтобы было видно, что осталось после немецкой осады:

11. Систему валов и фортов, расположенных на значительном удалении от трёх основных укреплений, начали строить в 1913-м, но до Первой мировой войны закончить не успели. Чтобы обойти хотя бы те оборонительные сооружения, которые доступны для посещения, потребуется значительное время. В один из таких фортов, находящийся в четырёх километрах от цитадели, мы съездим в следующей части.
Скульптурная композиция "Героям границы, женщинам и детям, мужеством своим в бессмертие шагнувшим" открыта 22 июня 2011-го года:
12. Считается, что в ходе Первой мировой эту грандиозную крепость по назначению так и не использовали. В августе 1915-го русские войска отступили из Бреста, хотя есть сведения, что на некоторых направлениях оборона всё же велась. С этого момента и до конца 1918-го крепость находилась в руках немцев, после чего она отошла к Польше. При поляках в крепости размещались казармы, военный склад и тюрьма для политических заключённых.
Одно из многочисленных зданий казарм, опоясывающих цитадель:
13. Наряду с героической обороной Брестской крепости в 1941-м, была ещё одна — в 1939-м, когда от немцев оборонялись поляки. Всё же фортификационные свойства этой крепости были на высоте: уже тогда взятие её обошлось немцам дорогой ценой. По любопытной исторической коллизии, в 1939-м, отбив крепость у поляков, немцы вернули её тогда ещё дружественному Советскому Союзу, чтобы через пару лет снова напасть и увязнуть в ещё более длительной осаде.
Тереспольские ворота Цитадели названы так по имени польского городка Тересполя, который расположен здесь же, только по другую сторону границы. Поскольку эти ворота смотрят непосредственно на Польшу, именно они стали одной из первых мишеней немцев и центром ожесточённых боёв:
14. Пройдя через Тереспольские ворота, мы оказываемся на уютнейшей аллее, пролегающей по берегу реки Западный Буг вдоль сохранившихся кольцевых казарм. Здесь тихо, спокойно и очень красиво. Также спокойно, наверное, здесь было и вечером 21 июня 1941-го…
15. Сразу за Тереспольскими воротами — остатки моста на противоположный берег. Когда-то это была главная дорога, соединяющая Российскую империю с Западом. По этому мосту в августе 1941-го в крепость въехал Гитлер в компании Муссолини:
16. Брестская крепость расположена у впадения реки Мухавец в Западный Буг. Последний является ещё и государственной границей между Белоруссией и Польшей, или глобально — между ЕС и Союзным государством РФ и РБ, Европой и Постсоветским пространством. С небольшими оговорками, эта небольшая речка — единственная реальная граница от Атлантического до Тихого океана. Значимость и мощь этого места трудно переоценить. На фото — остатки Бригитского моста, соединявшего цитадель с Кобринским укреплением. Разрушен ещё в Первую мировую, но его скелет каким-то чудом дожил аж до наших дней. Интересен тем, что его центральная часть поднималась для пропуска судов. Элементы подъёмных механизмов видно даже здесь:
17. Обе реки служат и естественными рвами, защищающими крепость со стороны Польши. Фактически, Западный Буг и два рукава Мухавца образуют остров, на котором и расположена цитадель, имевшая мощные стены и инфраструктуру для длительной обороны непосредственно её небольшой территории. При взгляде на другой берег мы видим, правда, ещё не территорию другого государства. От неё отделяет небольшой остров Пограничный, который также входил в систему крепости и на котором наверняка остались какие-то крепостные сооружения, но простым смертным вход туда закрыт. Это уже вотчина белорусских пограничников. Вот, например, пограничная вышка на стрелке Буга и левого рукава Мухавца. Тут, в двух шагах от магазинов с сувенирами и музеев, всё серьёзно: колючая проволока, высокие заборы и грозные таблички.
18. Все старые мосты на остров, само собой, разрушены; к действующим живым не подберёшься. Но буквально в десяти метрах от этой суровой реальности местные рыбачат рядом с заросшими и ветшающими остатками крепости, не вошедшими в музейную зону:
19. На стене казармы близ Тереспольских ворот — мемориальная доска воинам 132-го батальона войск НКВД, целиком уничтоженного во время обороны крепости:
20. Вдоль казарм доходим до Холмских ворот — наиболее известного символа Брестской крепости. Как и Тереспольские, они приняли на себя первый удар немцев. Ворота не реставрируют: хорошо видно, насколько они изрешечены пулями:
21. Холмские ворота изнутри цитадели:

22. Отдельного внимания заслуживает сегодняшняя атмосфера в Брестской крепости. Она вроде бы один из важнейших символов и мемориалов той войны, крепость-герой. От истории тех событий у нормального чувствующего человека волосы дыбом встают, а историю нам эту часто напоминают, то замечательным одноимённым фильмом, то по телевизору к 9 мая. Когда входишь в крепость через парадные ворота со звездой и слышишь там "Вставай, страна огромная!", сердце замирает и ожидаешь чего-то трагично торжественного, идёшь почтить память. В реальности всё не так однозначно:
23. В марте 2016-го мы увидели Брестскую крепость скорее парком культуры и отдыха с элементами музея. Большинство людей приходит сюда просто погулять, провести время. Посетители веселы, беззаботны, предаются развлечениям. А местная инфраструктура им в этом способствует. Вот мне кажется, или этот тир с шутливым портретом Гитлера тут несколько неуместен?
24. И не скажешь, что, мол, время идёт, нельзя вечно жить прошлым и т.д., как любят говорить представители "прогрессивной" общественности. Вспомнить хотя бы мемориал в Хатыни, в той же Беларуси. Там дрожь берёт от ужаса, от одного нахождения там. Такие события нельзя забывать. А тут война — это уже винтаж. В сувенирном магазине магнитики с туристической и военной тематикой соседствуют с World of tanks. К чему это тут? Вам что, народ, опять повоевать захотелось?
25. Но всё же Беларусь — это не Украина. Здесь есть и позитивные моменты, коих, к счастью, немало. Несмотря на эти ростки отношения к войне как к какому-то далёкому и несерьёзному событию, в целом память тут хранят:
26. Судя по всему, на территории крепости орудуют то ли бобры, то ли зайцы. Деревья от них охраняют радикально. Наверное, защитники животных были бы в шоке:
27. От Холмских ворот можно законно перейти через Мухавец по пешеходному мосту и оказаться на территории Волынского укрепления. Именно здесь когда-то находился несохранившийся Брестский замок, а ещё раньше — древний славянский город Берестье, ставший прародителем Бреста. Тут мы видим большой павильон. В паре шагов от него дорогу уже преграждает забор с колючей проволокой и угрожающая табличка: погранзона начинается прямо здесь! Павильон же этот — интереснейший археологический музей "Берестье":

28. Вернее даже не совсем музей, а археологический раскоп городища XIII-го века, накрытый этим павильоном. Несмотря на все войны, под землёй здесь отлично сохранился фрагмент древнего города, с деревянными мостовыми и избами. С 1968-го здесь проводились раскопки, а в 1982-м тут открыт музей. Каюсь, идти в сам музей просто поленился, программа была очень насыщенная. Фото — только от входной двери, но в сети и так их хватает. Если вдруг буду в Бресте ещё раз — обязательно восполню.
29. Если от музея пойти не к границе, а вглубь Волынского укрепления, можно найти руины костёла Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, входившего в монастырь бернардинок XVIII-го века. При возведении крепости его переоборудовали в кадетский корпус, а позднее — в госпиталь, просуществовавший вплоть до нападения немцев. Поскольку госпиталь располагался вне цитадели, немцы взяли его без труда. Часть больных и медперсонала расстреляли, а часть погнали перед собой под дулами пулемётов в качестве живого щита. Так они подходили к воротам крепости.
30. Недалеко от него сегодня располагается уже православный монастырь — Свято-Рождественский Богородицкий. Его открыли в 2001-м в одном из зданий второй линии обороны крепости — казематированном редюите середины XIX-го века. Примерно на этом месте в былые времена стояли два древних православных монастыря. Преемником первого из них, закрытого в начале XVIII-го века, и считается нынешний. Второй, Симеоновский, православными вообще признаётся ни много ни мало местом основания Бреста, вокруг которого разросся город. Существуют, впрочем, и другие версии происхождения города. В частности, что заложен здесь был не православный монастырь, а языческое капище. Как бы там ни было, место возникновения Бреста споров не вызывает. Где-то здесь, на территории Волынского укрепления, он и появился.
31. В монастыре промышленными методами добывают берёзовый сок:
32. За монастырём — обветшавшие Южные ворота внешнего вала крепости. Если пройди сквозь них и долго идти по разбитой дороге среди леса, по которой, кстати, можно и на машине вполне легально прокатиться, то выйдешь к погранпереходу "Варшавский мост". С ним сталкивались, наверное, почти все, кто ездил из России в Европу на машине. Всё же, через Брест проходит основная и самая удобная трасса, соединяющая Москву с северной и центральной Европой.
33. Осмотр крепости мы заканчиваем. С парковки около входа видим подвесной мост, построенный в 1976-м на месте старого деревянного. Ведёт он на территорию всё того же Волынского укрепления, в заросшую лесом его часть. Если перейти Мухавец по этому мосту, то можно дойти до Южных ворот с прошлого кадра. Честно говоря, смысл такой капитальной конструкции в том направлении мне непонятен. Тем более что рядом его дублирует автомобильный мост.
34. К посещению Брестской крепости обязательно следует присовокупить прогулку по железнодорожному музею, расположенному через дорогу от входа в цитадель. Музей представляет собой этакий вокзал из трёх перронов и трёх путей, на которых друг за другом стоят экспонаты:
35. Один из экспонатов музея украшен ко дню Победы. На плакате — очень важная вещь, один из символов последних лет: красно-зелёная лента с цветком яблони. Как несложно догадаться, это местная замена георгиевской ленте, которую придумали и "рекомендовали" к использованию после крымских событий. Непонятно, какой в этом смысл, но георгиевскую ленту совсем, к счастью, не запрещали. В той же Брестской крепости во всех магазинах и музеях продаётся именно георгиевская. В машинах и на рюкзаках у людей красно-зелёные и георгиевские ленты висят примерно поровну. Хотя вот только сегодня, в день написания этого поста, на Яндексе была новость о запрете брестским автотранспортным предприятием георгиевских лент в автобусах и маршрутках. Бывают же совпадения…
36. Брестский железнодорожный музей, основанный совсем недавно — в 2002-м, примечателен тем, что большинство экспонатов полностью укомплектованы, на ходу и даже используются для киносъёмок. Сам по себе музей обширный и интересный. Территория приятная, техника — в отличном состоянии. Много объектов если не уникальных, то редких точно. Есть здесь и довоенные вагоны, и паровозы, и необычная железнодорожная техника. На фото — снегоочиститель:
37. На переднем плане — паровоз П36. Именно эта модель была последним выпущенным в СССР пассажирским паровозом. Было это в 1956-м. Сайт музея гордо сообщает, что именно этот экземпляр под серийным номером 0064 использовался на первом в СССР туристическом ретро-маршруте Париж-Токио(!!!) в начале 80-х. Я, если честно, особо упоминаний о таком поезде не нашёл. Верится в такое с трудом…
38. Есть и один узкоколейный тепловоз ТУ-2, стоящий особняком от остальных. Списан в 2005-м с минской детской железной дороги:
39. В кабины некоторых экспонатов можно залезть. Лесенки ведут в очень многие локомотивы, но двери открыты не у всех:
40. Особенно впе

Ссылка на первоисточник
наверх