На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Школа Марса: можно ли научиться жить в полной изоляции?

В Антарктиде ученые имитируют условия полета на космическом корабле к Марсу – в том числе и полную, невероятную изоляцию, в которой неизбежно окажутся астронавты во время такого полета, отмечает корреспондент

BBC Future.

Из окна британской антарктической станции Halley VI, расположенной на шельфовом леднике Бранта в Антарктиде, много не увидишь.

«Сплошное однообразие, — говорит Натали Пэттин. — Я могу в любой момент выглянуть в окно и всегда там увижу плоскую, белую бесконечность».

С приближением середины лета, когда температура поднимается до вполне мягких значений в минус 3 градуса по Цельсию, это все, что здесь открывается взору.

Пэттин не только работает врачом на станции Halley, но и занимается научными исследованиями — она изучает эффекты воздействия изоляции на небольшое сообщество людей, оказавшихся в суровых природных условиях.

Исследовательский проект пользуется поддержкой Европейского космического агентства (ЕКА). Его цель — выявить проблемы, с которыми могут столкнуться люди при жизни на Луне или во время полета на Марс и обратно.

Имитация марсианской миссии займет как минимум два года.

«Органы чувств в буквальном смысле отключаются, — говорит Паттин. – В окружающем ландшафте не происходит никаких перемен, и то же самое можно сказать о социальной среде. Зимой здесь только мы, нас 12 человек и никого больше».

В ходе нашего разговора по телефонной линии, обеспечивающей удивительно качественную связь, выясняется, что Пэттин живет на станции уже больше года.

«От моей спальни до моего рабочего места ровно 23 шага, — говорит она. — Что действительно спасает, так это возможность поговорить с кем-нибудь из домашних, потому что это помогает сохранять перспективу – прямо как в антиутопическом обществе из научно-фантастического романа».

Очевидно, что это не та фраза, которую вы ожидаете прочитать в буклете, приглашающем на работу в Британский институт арктических исследований.

Тем не менее, именно такая среда как нельзя лучше подходит для научных занятий Пэттин. И хотя смотреть здесь особенно не на что, одно из направлений ее исследований включает изучение условий полета на космическом корабле.

Что действительно спасает, так это возможность поговорить с кем-нибудь из домашнихНатали Пэттин

Для проекта используется полностью оборудованный тренажер космического корабля «Союз», позволяющий проследить, как могут деградировать навыки астронавта во время длительного полета.

«Деградация навыков и умений — по-настоящему острая и насущная проблема для таких профессий, как моя», — говорит Пэттин.

«Я врач-консультант, специалист по экстремальной медицине, но вот прошло уже больше года с тех пор, как я работала в больнице, принимала по 20 пациентов день, осуществляла бесчисленные действия и тому подобное, — продолжает она. – Мы отправляем на Марс хорошо подготовленного профессионала, но какого уровня подготовки, опыта и умения можно от него ожидать, если он не будет применять свои навыки на практике?».

Этот аспект исследовательских изысканий Пэттин может оказаться полезен уже сейчас для авиационной отрасли здесь, на Земле.

Например, результаты ее исследований можно использовать в тех случаях, когда пилоты возвращаются к работе после перерыва в полетах или переучиваются на другие модели самолетов.

Космический тренажер, с которым работает Пэттин, оснащен тем же набором приборов, что и настоящий корабль «Союз».

Он функционирует точно так же, как тренажеры, на которых тренируются космонавты и астронавты в Звездном городке в России.

Волонтеры, участвующие в эксперименте, подвергаются воздействию тех же искусственно создаваемых условий, чтобы можно было наблюдать за тем, как они выполняют возложенные на них задачи.

«Мы тренируем их до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня мастерства, — рассказывает Пэттин. – После этого их делят на две группы. Одна тренируется часто, другая – редко».

Все быстро забывается

Аналогичный эксперимент проводится другим врачом на франко-итальянской исследовательской станции Concordia на антарктическом Полярном плато и – параллельно — в центре управления в Университете города Штутгарта в Германии.

В ходе этих исследований ожидаемо выяснилось, что те, кто тренировался редко, с высокой степенью вероятности теряли профессиональные навыки.

Ученые искали ответы на ряд важных вопросов: как быстро улетучиваются знания, насколько критичной может быть потеря навыков и как соотносятся результаты, которые показывали участники этого эксперимента, с показателями тех, кто тренировался на других тренажерах.

Пэттин уже сделала кое-какие предварительные выводы.

«Мы знаем, что люди обучаются разными темпами. Одни схватывают налету, другим нужно время, — говорит она. – Самое смешное, что одно с другим никак не коррелируется. Человек может очень быстро обучаться и в то же время очень быстро все забывать».

Полученные данные имеют непосредственное отношение к процессу подготовки пилотов самолетов, в ходе которого способность быстро обучаться очень часто воспринимается инструкторами как хороший показатель будущих успехов.

Результаты вышеперечисленных исследований дают основания полагать, что это далеко не всегда именно так.

Было поразительно наблюдать за тем, какое жестко влияет на некоторых людей отсутствие света, и как другие почти не обращают на это внимание

Наряду с работой на космических тренажерах Пэттин проводит несколько других экспериментов, для которых использует замкнутое пространство антарктической станции.

Это позволяет воспроизводить проблемы, которые таят в себе длительные периоды изоляции в космосе.

При этом исследователь настаивает, что речь не идет об имитации.

«Если у меня возникнет чрезвычайная ситуация здесь и сейчас, — объясняет Пэттин, – это действительно будет чрезвычайная ситуация. Мне придется действительно в одиночку справляться с ней, и это куда ближе к реальности настоящего космического полета, чем эксперимент, искусственно имитирующий изоляцию».

Персонал антарктических экспедиций вынужден справляться еще с одной проблемой: можно ли нормально высыпаться при постоянном дневном свете полярного лета – или при круглосуточной темноте зимой?

Астронавтам и космонавтам на Международной космической станции аналогичным образом приходится адаптироваться к нарушениям чередования периодов сна и бодрствования при 90-минутных сутках (МКС совершает один оборот вокруг Земли за полтора часа – Ред.).

Скорее всего, любой космический корабль, совершающий полет к Марсу, будет вынужден почти постоянно быть освещаемым Солнцем — для подзарядки солнечной энергией. Таким образом, на одном борту будет стоять постоянный день, а на другом – ночь.

«Было поразительно наблюдать за тем, как жестко влияет на некоторых людей отсутствие света, и как другие почти не обращают на это внимания, — делится впечатлениями Пэттин. – Мне лично было тяжело бодрствовать зимой и заряжаться энергией в течение дня, когда из окна не видно дневного света».

Принимая во внимание то, что постоянно обитаемые станции работают в Антарктиде уже более 50 лет, остается только удивляться, почему исследователи так мало внимания уделяли сбоям в работе биологических часов в организме человека.

Для изучения соответствующих эффектов Пэттин подвергает добровольцев воздействию яркого света зимой и дает им заменители мелатомина летом.

«Мелатомин – это гормон, который настраивает нас на восприятие света в окружающей среде, — объясняет она. – Если в природе не наблюдается [суточных и сезонных] изменений интенсивности света, у вас возникают проблемы с секрецией мелатомина, а это означает, что вы сталкиваетесь с нарушениями сна».

Ссоры и вражда

Самая, пожалуй, острая проблема, возникающая в процессе жизни и работы в замкнутой среде, будь то в Антарктиде или на борту космического корабля, летящего к Марсу, заключается в регулировании взаимоотношений людей.

Как избежать того, чтобы мелкие ссоры не перерастали в острую вражду, а то и драки?

Люди легко теряют способность адекватно оценивать окружающую действительность

В середине 1990-х годов экипаж одной из антарктических станций взбунтовался против начальника экспедиции и отказался выполнять его распоряжения. (Вероятно, речь идет о случае, имевшем место на австралийской антарктической станции Casey в 1996 году — прим. переводчика.)

Романтические отношения также чреваты проблемами: только вообразите себе, что вам приходится постоянно жить и работать бок о бок с вашей «бывшей» или вашим «бывшим».

Еще более неловкая ситуация складывается, когда у тех — новый роман с кем-то из коллег, с которыми вы вместе работаете.

«Люди легко теряют способность адекватно оценивать окружающую действительность, — говорит Пэттин. – Необходимы разумная организация и структурирование группы. Это позволит облегчить повседневную жизнь и верно реагировать на экстремальную ситуацию, если таковая возникнет. В противном случае жизни людей окажутся в опасности».

Вызовы, встающие перед теми, кто живет на дрейфующей льдине на другом конце света, поразительно схожи с проблемами, с которыми предстоит столкнуться космическим путешественникам будущего.

Результаты нынешних изысканий в Антарктиде наверняка помогут жить, работать и адаптироваться к особенностям существования в экстремальных условиях.

На вопрос о том, готова ли она к участию в полете на Марс после приключений в Антарктиде, Натали Пэттин отвечает отрицательно.

«Нет, — говорит она. – Мне слишком нравится моя жизнь на Земле».

Прочитать

оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте

BBC Future.

published on sakvoiazh.ru according to the materials bbc.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх