На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Новоспасский монастырь — старейшая монашеская обитель города Москвы. Часть 1.

Всего 84 фото

Я сейчас скажу банальность, но как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых монастырей. Не то, что бы я посетил их бесконечное количество, но у меня уже сложился некий привычный способ ощутить обитель как высокое духовное существо. Это существо, конечно же, рождают люди и оно, создаваемое нашими мыслями, чувствами и желаниями, вскоре начинает жить своей самостоятельной и удивительной жизнью. У такого монастыря неповторимо чувственный облик, как и у любого человека, как у божественного существа. Монастыри бывают разные – строгие и изливающие добро, светлые и мрачноватые, циничные и открытые, немного потерянные и находящие на своем Пути…
Новоспасский монастырь для меня во многом близок, в том числе, и по моим внутренним ощущениям – он очень гармоничен и естественен. Мало того, что Новосспасский монастырь непосредственно связан с историей Москвы и великим прошлым нашей страны в целом — он является и местом давнего упокоения бояр Романовых, что взошли на царство в начале XVII века и сошли с него как императорская фамилия мучеников в начале XX века.

Как только ты делаешь первые шаги на его земле – тебя охватывает покоем и умиротворением, святостью и какой-то легкой и современной гармонией, как бы это не звучало странновато) Ты чувствуешь, что находишься на святой земле, а это — самое главное, несмотря на глубочайшие раны, нанесенные обители в революционное и последующее богоборческое время. Монастырь справился и справляется со своей болью и предназначением – нести свет и веру. Мы не только узна́ем о славной истории этого монастыря, но и побываем в усыпальнице Романовых, увидим одну из величайших чудотворных святынь нашего народа – икону Божьей Матери Всецарица и многое другое.  Я сделаю безнадежную попытку, нарисовать чувственный образ этой обители. Как обычно, я это делаю, выкладывая большое количество фотографий в своем рассказе – в этот раз все будет точно также. Чтобы уловить эманации души этого монастыря, его чувственный посыл – не торопитесь перелистывать фотографии – пусть каждая что-то скажет вам, чем-то отзовется – это и будет мой посыл и посыл самого́ Новоспасского монастыря, что живет и несет Свет в наши смятенные души…
В первой части мы узнаем об истории монастыря, а во второй — о его некрополе, усыпальнице Романовых, его святынях и многом другом.

Новосспаский монастырь, являющийся, по некоторым сведениям, первой московской иноческой обителью, был основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном святого благоверного великого князя Александра Невского, на месте, занимаемом ныне Даниловым монастырем и пробыл там недолго, — всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила —  благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня.
02.

Уже через год вместо построенного деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время были возведены и другие монастырские здания. Известно также, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров. Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом богомолья великого князя и его семейства.
03.

В период правления великого князя Иоанна III наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна III — Софии Палеолог, в Кремле была  начата  постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место – на так называемый Васильцев Стан на берегу Москвы-реки. По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.
04.

Новое место для Спасо-Преображенского монастыря, было выбрано неслучайно. Здесь дважды стоял со своим войском Василий Темный: против татарского хана и во время междоусобной борьбы против Дмитрия Шемяки. Высокий берег реки служил своеобразным сторожевым оплотом на подступах к Москве с юга.
05.

Первоначально все здания монастыря, кроме собора, были деревянными. Соборный храм в честь Преображения Господня был заложен в 1491 году. В 1497 году он был освящен. При Иване Грозном монастырь превратили в могучую крепость — усилили крепостные бревенчатые стены с башнями, выстроили дополнительно острожек, укрепленный земляным валом, тыном и окруженный рвом. Обители пришлось не единожды защищать столицу от нападения татар. Так, в 1521 году крепостные стены монастыря стали свидетелями набега татарского хана Махмет-Гирея. В 1571 году — нападения орд крымского хана Давлет-Гирея. 06.

Когда крымский хан Казы-Гирей в 1591 году подошел с войском к Москве, Новоспасский монастырь стал надежным оплотом Москвы с юга. И. Писарев писал, что «…изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ними, мы явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям (Данилов, Симонов, Донской, Новоспасский, кпрепость Кремля) в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары…». Крымская орда в этом сражении понесла большой урон и с той поры уже больше никогда не подходила к Москве.
07.

В самом начале XVII столетия монастырь успешно выдерживал осаду польских захватчиков. У его стен русское ополчение готовилось к окончательному освобождению столицы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского… в 1612 году на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».
08.

Но даже после освобождения Москвы от поляков монастырь не утратил своего оборонного значения.

Поклонный крест у юго-восточных ворот.
09.

Именно с этих лет, с момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол, в истории Новоспасского монастыря начинается эпоха процветания. Тому было несколько причин. Еще в 1498 году незадолго до этого освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин —  предок Романовых, основатель династии. В XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода.

Михаил Феодорович Романов в первый же год своего царствования поспешил укрепить монастырь. Новая крепостная стена из толстых дубовых стволов протянулась на 750 метров, а по углам и у въездных ворот поднялись башни с амбразурами для пушек. В 1640 году по указу того же Михаила Федоровича деревянную крепостную стену начали заменять каменной.  Протяженность новой стены составляла 650 метров, высота достигала 7,5 метров, а толщина равнялась двум метрам. Из далекого Белозерского монастыря в 1642 году были специально затребованы опытные мастера городового дела, чтобы «у Спаса на Новом месте ограду делать». Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам (до постройки существующей колокольни в ограде монастырь имел восемь крепостных башен, не считая двух маленьких, которые были выстроены с прибавлением территории монастыря для хозяйственных нужд в начале XIX века). Под башнями хранились боевые припасы, а подземные ходы вели к реке.10.

Доступ в монастырь открывали трое ворот. С восточной стороны — для всех верующих. Ворота близ юго-восточной башни — для въезда к настоятельским кельям и для хозяйственных надобностей. Ворота на северной стороне близ северо-западной башни выходили к рыбным прудам.

Наверное, будет уместно сразу выложить для удобства план строений Новоспасского монастыря. Мы с вами заходим в те ворота, что обозначены номером 17 (иконная лавка) на плане.
11.

12.

13.

Занимаясь благоустроением разоренного Смутой государства, царь Михаил Романов и его отец Святейший Патриарх Филарет особое внимание уделяли церковному строительству. В 1620-х годах в Новоспасском монастыре Филарет «своею патриаршею казною» построил каменную шатровую колокольню с храмом во имя преподобного Саввы Освященного. В день памяти этого святого, имя которого в переводе означает «плен», Филарет был освобожден из польского плена.

На ее месте сейчас находится другая колокольня, высотой 78 метров — одна из самых высоких в дореволюционной Москве. Она построена в 1759-1785 гг. на месте древней звонницы, устроенной патриархом Филаретом.
14.

15.

Тогда же был построен и настоятельский корпус.16.

Вот он — со стороны Спасо-Преображенского собора.
17.

По указу царя Михаила Феодоровича в 1640-1642 годах вокруг обители были возведены каменные стены с башнями и стрельницами, устроены братские кельи. Для этого были вызваны из других городов каменщики и кирпичники, поселившиеся близ монастыря целыми слободками, которые и дали современное название улицам Большие и Малые Каменщики.
18.

19.

Построен собор еще в 1491 году при великом князе Иоанне III. В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора.
20.

План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма.

Главный вход в усыпальницу Романовых. Сейчас он закрыт. Вход осуществляется с южной стороны Спасо-Преображенского собора. Об усыпальнице и некрополе монастыря — во второй части.
21.

Внутренние двери, ведущие в собор, железные, XVII века. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове.
22.

При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: "Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма".
23.

24.

Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором — Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем — 12 великих праздников, еще выше — Пророки, и в середине — Богоматерь, в верхнем — Праотцы, и в середине их — Бог-Отец.

Сейчас широкого доступа в этот собор нет, как я понял… Два фото, что ниже сняты в 2012 году.
25.

26.

Настоятелем монастыря к моменту его освящения был архимандрит Никон (в миру Никита Минин), назначенный на это место по царскому желанию. Будущий Патриарх Никон в этот период был «собинным другом» Алексея Михайловича. И без сомнения, взгляды и вкусы Никона, яростного противника «обмирщения» церковного искусства, нашли отражение в архитектуре и внутреннем убранстве собора. Этот величественный, поставленный на высокий подклет  пятикупольный собор принадлежит к тому типу храмов, который был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православным традициям. Простота и строгость внешних форм, ровный белый цвет контрастировали с распространенными в ХVII веке красочным узорочьем  и причудливостью архитектурных деталей. Преображенский собор вышел как бы из самой древности и встал в один ряд с Успенским собором Кремля, связав воедино старую и новую страницы своей истории.
27.

Даже Петр I, сдержанно относившийся к вопросам религии и не питавший особой «любви к монастырям», повелел, тем не менее, в 1689 году украсить монастырский собор росписью, а в 1717 году, в знак особого внимания к усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. ХVII век был для обители периодом расцвета церковного строительства.
28.

Храм во имя Покрова Богоматери примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому, имея с ним общую паперть. Он был заложен царем Алексием Михайловичем Тишайшим в 1673 году, возведен на его средства за два года и освящен 7 октября 1675 года патриархом Иоакимом. Храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.
29.

В 1812 году французы превратили Покровский храм в склад. В 1813 году вновь он был освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 году на средства благотворительницы Мельгуновой был выстроен новый иконостас. По бокам главного алтаря находятся два предела: правый — во имя святой . великомученицы Варвары — устроен в 1758 году, а левый — во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского, освященный в 1757 году, вскоре после открытия мощей и прославления этого святителя.В 1877 году весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц.30.

В 1918 году Новоспасский монастырь закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 году начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.
31.

Сейчас это основной храм для проведение богослужений. Они проводятся на втором этаже храма. За счет многочисленных внешних пристроек внутренний его объем кажется очень большим.
32.

33.

Этот же ракурс — летние фото…, чтобы было повеселей)
34.

35.

36.

37.

С северо-западной стороны Преображенского храма находится церковь в честь Знамения Богоматери. Икона Знамения Богоматери была родовой в семействе бояр Романовых.
38.

Первоначально храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей. Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери.39.

Постройка произведена по проекту архитектора Назарова, сотрудника знаменитого Бажанова. Строился храм четыре года и 15 января 1795 года бы освящен епископом Воронежским Мефодием, прежним настоятелем Новоспасского монастыря.
40.

Эти три храма как бы причудливо переплетаются друг с другом как причудливо переплеталась история строительства этих храмов…
41.

Мне посчастливилось проникнуть в маленький внутренний дворик этих сооружений за коваными воротами с номограммой НМ — Новоспасский монастырь… Посмотрите как все затейливо переплетается…, как и сама История…
42.

Прямо перед нами — лестница в верхний храм Покровской церкви.
43.

Это западная строна Спасо-Преображенского собора.
44.

45.

Даже не ожидаешь такого разнообразия архитектурных деталей и соединений, что скрыты от глаз посетителя монастыря…
46.

Солнце и Тени…
47.

48.

Мы сейчас находимся у Западной башни…
49.

50.

51.

Это Братский корпус (XVII век).
52.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх