Всего 24 фото
Сегодня мы увидим еще одно булгаковское место в Москве. В доходном доме конца XIX века под номером 9 в Гранатном переулке располагалась редакция альманаха «Возрождение» где печатались «Записки на манжетах». Улица сейчас неимоверно изменилась. Тех домов, которые видел Булгаков осталось совсем мало, а само здание где находилась редакция было снесено в 80-е годы при второй реконструкции Центрального дома архитектора.
Тем ни менее мы попробуем ощутить тот дух Старой Москвы этой одной из старейших улиц столицы со своей славной историей и узнаем, как продвигались в то время писательские дела будущего Мастера. Это не подробная история Гранатного переулка, а лишь попытка воссоздать тот дух Москвы Михаила Булгакова, кто исходил эти улицы столицы в свое время бессчетное количество раз.Гранатный двор в этом районе старой Москвы был основан в середине семнадцатого столетия и располагался в западной части находившегося здесь Земляного города. На его территории выпускали так называемые гранаты, представлявшие собой разрывные снаряды (бомбы) для пушек. Название дано в XVI веке, по Гранатному двору, находившемуся здесь до пожара 1712 года. От него предположительно осталось каменное здание палат под номером 3/5.
02.
Уже в семидесятых годах XVII века часть владений двора отдали под размещение постоялого двора, где преимущественно останавливались восточные купцы. Гранатный двор оставался главным хранилищем боеприпасов в Первопрестольной вплоть до пожара, который случился в 1712 году. Тогда на воздух взлетели погреба с артиллерийскими снарядами и порохом. После этого события двор переместили сначала на Васильевский луг, а немного позже уже на Симоновский вал, где в период с 1733 по 1735 годы устроили «Артиллерийский полевой новый двор», просуществовавший на этом месте вплоть до 1917 года.
Приведем любопытные детали из рассказа писателя М.Н. Макарова, написанного им еще в 1838 году о прошлом Гранатного переулка, его истории, связанной с Петром Великим: «… В Арбатской части, в Гранатном переулке до 1793 года существовал полковой двор лейб-гвардии Преображенского полка. У его ворот стояла будка, а при ней часовой — инвалид-гвардеец. Бывало, он сиживал тут беззаботно, иногда скорняжничая, а иногда починяя какую ни будь обувь. Так тут шла его последняя служба до смены на вечный караул — в небеса!.. Чудный был этот Преображенский полковой двор. Его установил тут Петр Великий и установил, как водится, за ним, не без цели. Царю государю захотелось, чтобы его любимая потеха была поближе к дому матушки, поближе к дворам всех его любезных. Да! Тут жили все Петровы, начиная от Нарышкиных до Скавронских, от математика Брюса до воина-вельможи Бутурлина, от сенатора Писарева до царедворца Толстого… Из Преображенского села ко двору матери, сюда в полковой двор Петр приводил своих только готовых воинов, вышколенных Лефортом или Гордоном. Государь дивил этими воинами и друзей, и старых вельмож русских, не совсем хорошо глядевших на юного Петра за новое солдатское учение…».
03.
Угол Гранатного переулка (на фото ниже — левее) и Спиридоновки.
04.
На фото ниже — доходный дом 1889го года постройки, архитектор М. И. Никифоров. Ныне это здание занимает посольство ЮАР (Гранатный переулок, 1, строение 9).
05.
Прямо за зданием посольства ЮАР — двор многострадальной городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских, что выходит своим фасадом на Малую Никитскую, 12, строение 1.
06.
Напротив здания посольства ЮАР — жилой дом (1830-е; 1870-е; 1899 год, архитектор Г. А. Кайзер). Гранатный переулок, 2, строение 1.
07.
Далее по четной стороне — Дом Леонтьевых (начало XIX в., архитектор А.Г. Григорьев).
08.
Существующее здание с тосканским портиком в шесть колонн и мезонином, который венчает бельведер в стиле поздний ампир начали строить в 1838 году, когда владение приобрёл Платон Николаевич Зубов. После его смерти оно перешло к семье его сестры, Любови Николаевны, бывшей замужем за И.С. Леонтьевым. Строение отнесено далеко от красной линии улочки и расположено в глубине владения. Сейчас особняк сдается под офисы. Надо сказать, что охрана у этого здания достаточно жесткая и к фотосъемке особняка отнеслась почему-то с явной агрессией)09.
Давно хотел поснимать Центральный дом архитектора именно тогда, когда зелени еще нет, но есть голубое небо. Вот наконец удалось.
10.
Это особняк А. Леман с корпусом служб (1896-1897 гг., архитектор А.Э. Эрихсон; 1939-1940 гг., архитекторы А.К. Буров, Д.И. Бурдин), объект культурного наследия регионального значения. В особняке размещается «Центральный дом архитектора» и ресторан, работающий с 1938 года, Союз московских архитекторов. Во дворе установлен памятник архитектору А.В. Щусеву (1980, скульптор И.М. Рукавишников, архитектор Б.И. Тхор). Сейчас это Центральный Дом архитектора (сокр. ЦДА), в Гранатный переулок, 7, строение 1.
Архитектурный ансамбль Центрального Дома архитектора состоит из трех комплексов различных архитектурных стилей и разных периодов времени. Тем самым в здании прослеживаются архитектурные тенденции конца XIX — начала XX века. Сам особняк конца XIX века построен в псевдоготическом стиле по проекту архитектора А.Э. Эрихсона в 1896 году для Анны Луизы Леман. Принадлежал сначала А.Л. Леман, затем П.А. Базилевскому. После революции в нём помещалось французское посольство. В 1937 году особняк был передан Союзу архитекторов СССР. Особняк является объектом культурного наследия.11.
Центральная часть комплекса ЦДА пристроена в период с 1938 по 1941 годы к зданию особняка XIX века. В пристроенном корпусе был создан зрительный зал на 450 мест и ресторан на 180 мест. Авторы — архитекторы А. К. Буров, А. В. Власов, М.И. Мержанов, художник В. А. Фаворский. 15 февраля 1941 года состоялось официальное открытие Центрального Дома архитектора.
12.
Центральный дом архитектора. Пристройка (1941)
13.
В 1980-е годы комплекс был реконструирован. Планировочные основы реконструкционных работ были разработаны в 1970-х гг. в мастерской Б. С. Виленского. Сам проект реконструкции принадлежал архитекторам Б.И. Тхору, Р.И. Семерджиеву, И. Щепетильниковой, конструктору М. Ляховскому. Работы включали в себя создание конференц-зала на 150 мест и выставочного зала. На фото ниже слева мы можем увидеть как выглядит средняя часть архитектурного комплекса ЦДА со двора.
14.
Автор фото Шуваев.
Ну, а теперь немного о Михаиле Булгакове. И нас интересует как раз дом № 9 — доходный дом 1876 года, архитектор В.Н. Карнеев. Здесь кстати жил архитектор, автор Дома Экономического общества офицеров С.Б. Залесский. В конце XIX — начале XX в. буржуазия хлынула и в этот переулок, скупив деревянные дома и на их месте воздвигнув ряд каменных доходных домов, сдававшихся под квартиры. В 1914 году купцам и фабрикантам принадлежало в переулке уже 14 домов из 20.
Смежный (справа) со средней частью архитектурного комплекса ЦДА доходный дом был уничтожен. Оказалось, что в сети нет его старых фото.
О том, как выглядел этот дом можно лишь догадываться по фото ниже.15.
Впервые «Записки на манжетах» напечатаны: часть первая — в литературном приложение к газете «Накануне», 18 июня 1922 года, Берлин — Москва. Републикована с разночтениями, изъятиями и добавлениями: альманах «Возрождение», Москва, 1923 (№ 2). Отрывки из первой части перепечатаны (с некоторыми добавлениями): «Бакинский рабочий», 1 января 1924. Вторая часть повести опубликована: «Россия», Москва, 1923 год (№ 5). Обе части впервые опубликованы вместе (по текстам «Возрождения» и «России» с добавлением пропущенных фрагментов из «Накануне» и «Бакинского рабочего»): Театр, Москва, 1987 год (№ 6). Существовал более полный текст «Записок на манжетах», который Булгаков читал на собрании литературного общества «Никитинские субботники» в Москве 30 декабря 1922 года и 4 января 1923 года.
В протоколе заседания 30 декабря 1922 года зафиксировано: «…Михаил Афанасьевич в своем предварительном слове указывает, что в этих записках, состоящих из 3-х частей, изображена голодная жизнь поэта где-то на юге (называя главного героя «Записок на манжетах» поэтом, Булгаков стремился создать впечатление, что он не столь автобиографичен, как это казалось слушателям). Писатель приехал в Москву с определенным намерением составить себе литературную карьеру. Главы из 3-й части Михаил Афанасьевич и читает…».
16.
19 апреля 1923 года Булгаков получил проект договора АО «Накануне» об отдельном издании повести, однако десятый параграф проекта (о сокращении текста по требованию цензуры) вызвал возражения писателя. «Записки на манжетах» в Берлине так и не вышли и рукописи или корректуры этого издания не сохранились. В незаконченной повести «Тайному другу» (1929) Булгаков описал финал этой истории: «Три месяца я ждал выхода рукописи и понял, что она не выйдет. Причина мне стала известна, над повестью повис нехороший цензурный знак. Они долго с кем-то шушукались и в Москве, и в Берлине».
Сейчас на месте доходного дома XIX века (где была редакция альманаха «Возрождение) находится странное безликое, холодное, душащее дух Старой Москвы здание «вытянутое» вдоль владения 9 Гранатного переулка.17.
Работа над «Записками» была начата Булгаковым, по-видимому, еще во Владикавказе и продолжена после приезда в Москву в сентябре 1921 года. Машинистка И. Раабен вспоминала, что когда она поздней осенью 1921 г. начала перепечатывать рукописи Булгакова, то первое, над чем они стали работать, были «Записки на манжетах»: «Он приходил каждый вечер, часов в 7–8 и диктовал по два-три часа и, мне кажется, отчасти импровизировал. У него в руках были, как я помню, записные книжки, отдельные листочки, но никакой рукописи как таковой не было». (Воспоминания о Михаиле Булгакове. с.128).18.
Весной 1924 г. Булгаков пытался напечатать « Записки …» целиком в сборниках «Недра» (где незадолго перед тем вышла его повесть «Дьяволиада»), но безуспешно. Характерно, что в письме к секретарю издательства «Недра» П. Зайцеву 25 мая 1924 г. по поводу этого издания Булгаков упоминает о третьей части «Записок …» – однако замечает: «При чтении III-ей части придется переходить от напечатанных отрывков к писанным на машинке, следя за нумерацией глав». Можно предположить, что для отдельного издания текст повести был перекомпонован автором и в состав третьей части входили какие-то фрагменты второй…
19.
Возвращаемся в нынешнюю Москву. Напротив особняка Леман (ЦДА) — лицезреем помпезный продукт редевелопмента (слово то какое!) "Инкэко" — элитный жилой комплекс "Гранатный Палас" в стиле Ар-Деко (Гранатный переулок, 8, строение 4). Построен ЖК еще в 2010 году, но до сих пор еще остались не распроданные квартиры. Цена примерно 16000 — 17000 $/кв.м. В общем, чтобы ориентироваться — цена свободной сейчас пятикомнатной квартиры на пятом этаже площадью 460 кв.м составляет без отделки 17,5 млн. долларов.
20.
Еще один ракурс этого странного и похожего на крематорий владения 9 по Гранатному переулку…
21.
Места для проживания здесь чрезвычайно престижные. Для этого я и разместил фото ЖК "Ганатный Палас"… В продолжении — дом № 10, строение 1 (на фото ниже) построенный в 1978 году (из представительного и стильного по тем временам облицовочного керамического желтоватого кирпича) — жилой дом ЦК КПСС. В нем проживали Н.К. Байбаков, Г. Л. Брежнева, А.П. Кириленко, Б.Н. Пономарёв, К.У. Черненко, В. Ф. Шауро, Л.Н. Толкунов, Н.Н. Байбаков. Между прочим соседствует дом непосредственно с зеленым парком бывшего особняка Морозова на Спиридоновке (так называемого готического особняка Маргариты).
22.
Еще одно примечательное здание Гранатного переулка — особняк Н.А. и К.А. Протопоповых, В.И. Рекк (1899 год, архитектор В.В. Шервуд; 1905, архитектор В.Д. Адамович). Сейчас здесь посольство Таджикистана.
23.
Ну вот пожалуй и все о Гранатном переулке. Кстати на месте вот этого здания, что на на фото ниже (первый план) ранее располагался дом в котором с осени 1895 по 1900 годы жил театральный режиссёр В.И. Немирович-Данченко (Гранатный переулок, 13).
24.
Источники:
Гранатный переулок в Москве. Портал Прогулки по Москве.
Михаил Булгаков. Собрание сочинений в 8 томах. Том. 1. Записки на манжетах. Белая гвардия. Рассказы. 2007.
Википедия
© Vladimir d’Ar, 2017
published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com