На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Дворец Топкапы в Стамбуле. Первый двор — двор янычар. Часть 1.

Всего 38 фото

Давно уж хотелось рассказать о дворце Топкапы — главном дворце Османской империи до середины XIX века. Расположен Топкапы в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте соединения пролива Босфор и залива Золотой Рог с Мраморным морем. Фактически на этом месте ранее находился античный акрополь города Византий, предшественника Константинополя. Частично в более позднее время эта территория была застроена многочисленными строениями комплекса Большого дворца византийских императоров. После взятия Константинополя османским султаном Мехмедом II в 1453 году в этом месте началось строительство Дворца Топкапы и с тех пор более четырехсот лет он был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана (в нём жили и правили за 400 лет 25 султанов). Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади. Он включал в себя все необходимое – жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и многое другое. Важное место среди всех этих зданий дворца занимал гарем султана, в нем проживали несколько сотен женщин-наложниц и жен правителя империи.

Масштабы Дворца Топкапы как впечатляют, так и побуждают разделить этот рассказ на четыре основные логичные части поскольку Дворец устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стенами и разделённых ими между собой. Кроме того, визуальных материалов о Топкапы достаточно много и хоть не хотелось перегружать читателя, одновременно  я все еж стремился рассказать о Топкапы поподробнее. И здесь есть, о чем поведать. Итак, это первая часть моего рассказа – Первый двор Дворца Топкапы – Двор янычар.

Для начала — реконструкция этого места времен Визании. Хорошо угадывается собор Айя-София, за ним немного правее виднеется Церковь Святой Ирины. Ну, а далее в перспективе как раз и видно землю где некогда находился акрополь античного Византия.
02.

Реконструкция Антуана Хелберта

Само название Топкапы переводится с турецкого как «Пушечные ворота». И оно не случайно, так как именно при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия – «Дворец слез» или же «Дворец плача». Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где сейчас располагается площадь Баязид (вывший византийский форум Феодосия), а на том месте, где в будущем начнется строительство Топкапы, изначально находился только гарем султана. В 1475-78 гг. Мехмед II начал сооружать (к тому времени на давних развалинах резиденции византийских императоров) свой новый дворец — Топкапы.
03.

В плане Топкапы представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой. Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно не все помещения, хотя в основные они могут все еж пройти.
04.

В Топкапы можно попасть обойдя Айя-Софию справа (если смотреть на нее с площади Султанахмет) или со стороны Мраморного моря — с улицы İshak Paşa Cd. Здесь на склоне у стен и башен Топкапы на маленьком пятачке формируется один из основных туристических потоков направляющихся в Топкапы и Айя-Софию.
05.

06.

Фото ниже поможет сориентироваться на месте. Слева у нас Айя-София, в центре — фонтан Ахмеда III, а справа — Имперские врата Топкапы.
07.

ПЕРВЫЙ ДВОР
Посещение дворца Топкапы обычно начинается с главных ворот, через которые въезжали, и уезжали султаны. Мы находимся на старой площади где когда-то функционировал византийский античный фонтан Перайтон. Сейчас как раз на его месте затейливый фонтан построенный в 1728 году в правление султана Ахмеда III в стиле "османского рококо" — период Лале Деври (Lale Devri) (Эпоха Тюльпанов).08.

Императорские врата
Главные ворота Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (Babı Hümayun), первые из трёх церемониальных врат дворца Топкапы, были возведены в 1478 г. по указу Мехмеда Завоевателя и перестраивались при Махмуде II и Абдул Азизе. По обе стороны от ворот ранее находились казармы привратников, а над воротами была башня. Через эти ворота попадают в Первый двор. Изначально врата были спроектированы по типу прямоугольника с двухэтажной симметричной структурой и сводчатым перекрытием между внешней и внутренней сторонами. Конструкция из двух арок напоминает о постройках Сельджуков. Верхний этаж (королевская ложа) использовалась султаном для наблюдения за различными церемониями и театральными представлениями. Выбитые в мраморе на внутренней и внешней сторонах фасада стихи из Корана и императорская подпись (tuğra) Абдул-Азиза датируются 1478 г.09.

Ворота, через которые Султан из дворца Топкапы проходил в Святую Софию (уже естественно мечеть к тому времени) для пятничной молитвы. За кадром слева — Айя-София, справа — Императорские врата.
10.

Императорские врата с внутренней стороны Первого двора. Сейчас здесь проходит основной досмотр личных вещей посетителей музея. В Первый двор можно попасть бесплатно. Как раз здесь в правой части Первого двора (по ходу) находятся большие билетные кассы дворца у его внутренней крепостной стены. Справа от ворот располагались дворцовая больница и кабинеты служащих казначейства. Также справа от Императорских ворот но за стенами Первого двора когда-то находились султанские хлебопекарни.
11.

Мы уже в Первом дворе дворца Топкапы, где расположена древнейшая церковь города в честь Святой Ирины, а также Монетный двор и фонтан Плача.

Первый (внешний) двор, названный «Бирун», является самым большим из четырех. Каждый раз, когда Оттоманские султаны проходили через Императорские врата во Двор янычар, отправляясь в поход или возвращаясь с него, устраивались всевозможные торжественные церемонии. То же касалось пятничных молитв и прочих празднеств. Двор Алай Мейданы использовался в качестве места ожидания важными гостями (например, послами иностранных государств и янычарами) аудиенции султана. А наиболее значимым гостям даже дозволялось въезжать в этот двор верхом на лошади. Это было единственное место во дворце, открытое для посетителей.
12.

13.

14.

Церковь Святой Ирины
Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся христианских церквей Константинополя, посвящена «Святому миру» (а не святой Ирине как может показаться на первый взгляд). Церковь расположена в Первом внутреннем дворе дворца Топкапы.15.

Айя-Ирина представляет новый для VI века тип базилики в форме креста. Притвор церкви выложен мозаикой времен Юстиниана. Первая христианская базилика на этом месте была возведена еще в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии.
16.

Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, — как уточняет Сократ. Как мы видим на двух фото выше — Айя-София находится от Святой Ирины совсем рядом.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом (арсеналом).
17.

Начиная с 1846 года, храм был превращён в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом.
18.

Вблизи от Святой Ирины расположено здание  Монетного двора империи, которое на сегодняшний день является музеем.

Монетный двор.
19.

Ворота Монетного двора.
20.

Далее мы видим угловое здание в состоянии долговременной консервации, а справа от него переулок ведущий к замечательному Стамбульскому Археологическому музею. Мы там еще побываем)
21.

Очевидно, что здесь левее и перед Воротами Приветствия в обзначенном контуре тротуарной плиткой находилось некое историческое здание. Что тут было мне пока не удалось узнать.
22.

Если продолжать идти от Имперских ворот в сторону Второго двора, справа увидим безымянную крепостную башню внутренней крепостной стены Дворца Топкапы…
23.

… и далее визуально пропустив Кассы Музея, увидим Фонтан Плача.
24.

Теперь перед нами главные ворота "Баб-и Селям" — "Врата Приветствия" или "Серединные Врата". Это и есть начало обзора экспозиции музея. И хоть Врата Приветствия как бы относятся ко Второму двору — мы тем ни менее осмотрим их в первой части относящейся к Первому.
25.

Справа от ворот конная гвардия. Экзотично и достойно.
26.

Срединные врата были построены по указу Мехмеда Завоевателя в 1468 г.
27.

После их восстановления, осуществленного во время царствования Сулеймана Великолепного, их арочный каменный свод с его боковыми нишами стал отражать классический архитектурный стиль Османской империи, а две башни стали напоминать о вратах европейских замков.
28.

На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.
29.

Стальная дверь, встроенная во врата в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда.
30.

31.

Ворота Приветствия изнутри довольно затейливые в своей отделке.
32.

33.

На стороне, выходящей во Второй двор, располагаются арки в стиле рококо 18-го века. Помещения по обеим сторонам от ворот, которые ранее использовались охранниками, более не существуют.
34.

Только Султану было дозволено проезжать верхом сквозь Врата Приветствия, которые ведут в центральную сокровенную часть дворца. В настоящее время они служат главным входом в музей Топкапы для посетителей.
Еще пара фото крупным планом фрагментов украшения Ворот Приветствия.35.

36.

37.

38.

Таким образом мы с вами уже почти во Втором дворе дворца Топкапы — но дальнейшее уже во второй части моего рассказа о Дворце Топкапы.

Источники:

Дворец Топкапы в Стамбуле. Портал turako.ru
Авторский сайт французского художника Антуана Хелберта "Byzance Architekture" об архитектуре Византии.

© Vladimir d’Ar, 2017

published on sakvoiazh.ru according to the materials vladimirdar.livejournal.com

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх