На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 747 подписчиков

Матиас Руст и День пограничника

Это была шоковая терапия для всей страны. Матиас Руст, авантюрист, прославился в 18 лет на весь мир тем, что 28 мая 1987, в День пограничника, посадил свой прогулочный самолет на Красную площадь. Этот полет оброс многочисленными легендами и самыми невероятными домыслами. Что из них – правда?…

25 лет назад на Красной площади приземлился небольшой немецкий самолёт. За штурвалом самолета, приземлившегося на Красной площади в 1987 году, сидел 18-летний немец Матиас Руст.

Благодаря сообщению ТАСС, на весь мир прозвучало название эстонского города, о котором вообще мало кто слышал в «дальнем зарубежье». Вот текст этого сообщения.

«28 мая 1987 года днем в районе города Кохтла-Ярве Эстонской ССР нарушил пространство Советского Союза легкомоторный спортивный самолет, пилотируемый гражданином ФРГ Матиасом Рустом».

После люди еще долго спрашивали друг друга: «А ты видел?» — «А я видел!» И потом шел рассказ о том, как среди бела дня над зольными горами производственного объединения «Сланцехим» (ныне — АО Виру Кеэмиа Групп) как-то странно летал, огибая рельеф местности, одномоторный самолет. Другие очевидцы уже рассказывали, как вокруг этого самолетика с ревом носился истребитель МиГ. Покружил и улетел восвояси. А самолетик, заняв небо над железной дорогой Таллин-Москва, полетел на восток.

Это уже потом, когда «Сессна-172 Б» пролетит над Красной площадью, которую злые языки позже станут называть «Шереметьево-3», и приземлится на Васильевском спуске, люди сообразят, что именно они видели в небе над Кохтла-Ярве. И начнутся упреки: мол, доблестные пограничники отмечали 28 мая свой профессиональный праздник и пропьянствовали «немецкого шпиона». И никакие аргументы насчет того, что в беспрепятственном пролете Руста виноваты не пограничники, а войска ПВО, не имели никого воздействия.

При расследовании этого ЧП выяснилось, что локаторы Отдельной радиотехнической роты Ленинградской армии ПВО, стоящей прямо за поворотом с Таллинского шоссе на Таммику, засекли «Сессну» Руста сразу на взлете с аэродрома под Хельсинки. При подходе к границе ее заметили посты визуального наблюдения зенитно-ракетного дивизиона в Сака, часовой на вышке погранзаставы в Сака.

Более того, начальник этой пограничной заставы лично доложил начальнику Кохтла-Ярвеского городского отдела КГБ подполковнику Анатолию Крюкову, что посты заставы, да и он сам лично, наблюдали, как одномоторный самолет пересек границу и пошел вглубь Советского Союза.

Все командиры подразделений ПВО, пограничной заставы, отдела КГБ доложили о ситуации своему вышестоящему начальству. Руководство ПВО направило в сторону предполагаемого нахождения «Сессны» истребитель МиГ, который поднялся с аэродрома в Тапа. Тот его нашел над зольными горами. Пилот доложил, что наблюдает самолет, обрисовал даже, как был одет пилот, но указаний предпринять какие-либо конкретные действия не получил и вынужден был вернуться на базу.

Ныне здравствующий бывший заместитель начальника горотдела КГБ майор в отставке Владимир Д., вспоминая те дни, говорит, что он за всю службу ни разу не видед столько генеральских шинелей на вешалке в гардеробе отдела. На «разбор полетов» в Кохтла-Ярве прибыли большие военные и комитетские чины.

Военный трибунал Таллинского гарнизона судил и приговорил к различным срокам двух ни в чем не повинных старших офицеров Ленинградской армии ПВО, лишив их боевых наград. Позже этих офицеров реабилитировали.

Матиаса Руста в Советском Союзе приговорили к тюремному заключению, но вскоре Горбачев его помиловал, и он вернулся домой в Германию. Там Руст совершил поножовщину и опять отправился в тюрьму.

Несколько лет назад он дал интервью, в котором говорил, что хотел тогда стать посланцем мира. Но советские СМИ утверждали, и как потом выяснится, не без основания, что по всем признакам это был разведывательный полет, целью которого являлось выявление «слепых» зон советской системы ПВО. Однако жители Кохтла-Ярве по сей день должны быть благодарны Матиасу Русту за то, что их город в одночасье стал таким знаменитым.

О немце Матиасе Русте (Mathias Rust), который в 19 лет перелетел на своей крошечной “Сессне” из Хельсинки в Москву, чтобы поговорить с Горбачевым, внеся таким образом свой вклад в дело мира, написано очень много. Вокруг него создано великое множество разных мифов.

Их происхождение понятно. Просто не верится, что этот щуплый юноша, почти подросток, без посторонней помощи, на свой страх и риск, ради какой-то неопределенной “миссии мира”, мог так легко обесславить и опозорить вооруженные силы ядерной сверхдержавы.

Именно представители этих вооруженных сил, попавшие в смешное положение, чаще всего и пытаются оправдать свой непрофессионализм и разгильдяйство. И продолжают уверять, что Руст был лишь пешкой, винтиком в операции НАТО, ЦРУ, Пентагона или даже… председателя КГБ Крючкова (последний якобы действовал по заданию Горбачева, который искал предлог, чтобы снять министра обороны и бравых генералов ПВО).

«;» height=»600″ width=»0″ />

Подлодка помогает Русту

Вначале осторожные редакторы ТАСС еще ставили вопросительные знаки: “Не переоборудовали ли самолетик Руста во время промежуточной посадки в Исландии, которая, кстати, является членом НАТО? Не были ли крылья сделаны из такого специального материала, который не фиксируется радаром?”

Потом пошли только восклицательные. “Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб!” – безапелляционно заявляет, например, генерал армии Петр Дейнекин. Одна из самых фантастических гипотез включает в число исполнителей этой “спланированной провокации” даже экипаж… подводной лодки. 

Эд Штулер (Ed Stuhler), автор новой книги о Русте, которая называется “Кремлевский пилот”, подробно разбирает самые распространенные версии. Так, например, существует нарисованная журналистами схема, согласно которой Руст летел, ориентируясь на железнодорожную линию Ленинград – Москва.

Соответствующие подсчеты показывают, что у него в таком случае было время (аж полтора часа!) на посадку где-то на территории СССР, чтобы заправиться горючим для дальнейшего полета, – с помощью сообщников, разумеется. И, кстати, в Хельсинки, согласно показаниям свидетелей, Руст был в зеленой куртке, а в Москву прилетел в красном комбинезоне. Где ж это он переоделся?

В самолете, конечно. А до полета не надевал комбинезон (кстати, специально выбранного для Москвы красного цвета), чтобы его не запачкать. И запаса горючего у “Сессны” вполне хватало не только на шесть часов полета из Хельсинки до Москвы, но и на все восемь. А самое главное: в действительности Руст летел много западнее железнодорожной ветки Ленинград – Москва, над заболоченной местностью, где и сесть-то было непросто…

“Сессна” уходит от МиГов

Но и это подозрительно: зачем отклонялся от такого прекрасного ориентира, как железная дорога? Что высматривал? Ракетные базы? Радарные установки? Ведь над этой территорией проходят предполагаемые траектории американских крылатых ракет.

И почему Руста не зафиксировали советские радары? Точнее, зафиксировали, а потом потеряли? Наверное, потому, что он летел на низкой высоте, как опытный летчик-разведчик? “Ерунда!” – отвечает Штулер. Установлено: Матиас Руст специально летел на большой высоте, чтобы его обнаружили, определили и не сбили сгоряча, как южнокорейский пассажирский самолет за несколько лет до этого. И его обнаружили!

Но поднявшиеся в воздух МиГи, увидев самолетик Руста, не получили приказа посадить или сбить его и вернулись на аэродром. Кстати, позже высшее начальство ВВС пустило “гулять” версию, что Русту далось уйти (!) от истребителей – благодаря искусному пилотированию. Это мальчишке, налетавшему к тому времени всего полсотни часов!

В книге “Кремлевский пилот” приводится, среди прочего, фантастическая версия бывшего начальника радиотехнических войск полковника Рудака, который хотя и находился в отпуске 28 мая, но все равно был снят с должности.

Считается, что локаторщики проморгали Руста, приняв его крошечный самолетик на экране радара за облако (облачность тогда была приличная). Рудак же предположил, что это были не облака, а так называемые шары малого размера, специально запущенные, чтобы запутать ПВО.

Матиас Руст: «Почему я выбрал для посадки Красную площадь? В Москве больше не знал ничего!»

— Смотри мне в глаза и говори честно: ты знал, что 28 мая в СССР был Днем пограничника? — строго спрашиваю я у поджарого немецкого мужчины 44 лет от роду. Называть этого господина на «вы» никак не получается, потому что на первый план упрямо вылезает черно-белая фотография из 1987 года: испуганный юноша-ботаник в роговых очках на фоне легкомоторного самолетика. И купола храма Василия Блаженного — в качестве декорации.

— Да не знал я ничего! — оправдывается он. — И про церковный праздник Вознесения тоже не знал. У немецких пилотов раньше была такая поговорка: «Сесть на Красную площадь в день Вознесения». Это означало нечто нереальное.

Как вы понимаете, такого выражения у немецких пилотов больше нет…

— Да, а почему ты, кстати, выбрал именно Красную площадь?

— А я больше в Москве не знал ничего, — простодушно отвечает он и сбивает нам весь ход интервью, потому что мы с режиссером начинаем хохотать и задавать серьезные вопросы становится совсем невозможно.

Вы уже, конечно, поняли, о ком идет речь? Да о Матиасе Русте же — том самом желторотом немецком юноше, который пробил брешь в противовоздушном щите целой ядерной державы! Я бы даже сказала — развалил СССР, если бы не знала, что на это обидятся сразу несколько бывших советских республик, радостно записавших этот подвиг в свою историю.

Версий того, почему именно развалился Советский Союз, по миру сейчас гуляет множество. Даты тоже называют разные — кто август 1991-го, а кто апрель 1986-го, когда рванул Чернобыль.

Но есть в этом ряду одна бесспорная: 28 мая 1987 года — когда на Красной площади, лихо обманув всех советских генералов, на крохотном самолетике «Сессна» приземлился 19-летний немец Матиас Руст. Дыры в обороне, политике и экономике шестой части света стали очевидны.

Как Руст снял министра обороны

Этот исторический перелет никто не снял на камеры мобильных телефонов и не выложил, как сейчас, в Ю-туб, но он от этого не стал менее знаменитым.

В Интернете до сих пор — полный спектр версий о том, кто стоял за всем этим безобразием. От самых романтических (якобы Матиас Руст хотел поразить любимую девушку) до самых прозаических (отпраздновал таким образом свой день рождения) и самых конспирологических (помогал НАТО прощупывать советский противовоздушный щит). Целые расследования посвящены выяснению вопросов: почему в этот день в районе Калининской области были выпущены метеошары и случайно ли там на экскурсии находились западногерманские туристы?

Странностей и правда было немало. Ну, например: Руста не сбивают дежурные истребители, аккурат в момент его пролета над Московской областью отключается система ПВО, а у Торжка  именно в этот день   ведутся поиски разбившегося самолета ВВС, и «Сессну»   принимают за вертолет…

Объяснить простым везением инцидент, за которым последовала отставка министра обороны и нескольких ключевых генералов, было бы слишком просто. Лучше всего было узнать у самого Руста, что и как?

Искали мы его долго. Нашли. На сантименты товарищ не покупался. «Видите ли, я на интервью зарабатываю», — с прагматичной откровенностью написал он в письме. Так что встретились мы небескорыстно. Но гонорар, равный половине средненемецкой месячной зарплаты, Матиас Руст отработал честно.

Как прощался с мамой

— Так что там с девушкой, Матиас? Или с днем рождения? Кому ты посвятил свою авантюру? 

— День рождения у меня в январе, а не в июне, как пишут в Интернете, и никакой девушки у меня тогда не было, поэтому поражать было некого. Это была моя личная операция.

— Ты ее сам задумал? 

— Сам, конечно, иначе бы так быстро из тюрьмы не вышел. Идея пришла в голову в 1986-м, когда  Горбачев и Рейган встретились в Рейкьявике. Я в этом возрасте очень интересовался политикой и думал, что можно сделать большой шаг в сторону разоружения. Но этого не произошло. Вот и подумал, что надо наладить отношения между Востоком и Западом, используя вместо моста самолет. Я боялся, что,   если Горбачев расслабится, соперники его уберут. Поэтому хотел прилететь в Москву, подать ему руку и сказать, что на Западе очень много людей, которые думают, что он все делает правильно.

— А где ты, интересно, взял такие подробные карты?

— В обществе пилотов. Взять в аэроклубе самолет на 2 — 3 недели тоже не было проблемой.

Кликните для увеличения

— А ты понимал, что можешь погибнуть? Что могут сбить истребители? А если все обойдется — посадят в тюрьму!

— Понимал, но в этом возрасте мотивация сильнее. Я думал, что Горбачев не позволит, чтобы меня наказали. Я сначала вылетел в Исландию, решив проверить, выдержу ли нагрузку. Оттуда — в Норвегию, в Финляндию и только потом в Москву.

— Ты брал с собой какой-нибудь амулет?

— Фотографию своей собаки. Ее звали Флориан.

— А как ты в то утро прощался с мамой? Вот наливает она тебе кофе, подает булочку, а ты думаешь: прощай, мама, я, может быть, вижу тебя в последний раз…

— Все было не так. 13 мая 1987 года отец, мать и брат отвезли меня на летное поле. Они не очень  сильно переживали, потому что знали, что я хорошо летаю, и думали, что я просто прокачусь над Скандинавией. Мать, конечно, немножко волновалась, потому что я долгое время должен был находиться над водой — случись что, никто не помог бы. Конечно, они вели бы  себя совсем иначе, если бы  знали, что я задумал. У меня самого были смешанные чувства: с одной стороны, я очень хотел это сделать. С другой — боялся, потому что не был до конца уверен, что смогу.

«Сессна» делала три захода на посадку. Поэтому кое-кто из свидетелей сумел ее снять. Жаль, что тогда не было YouTube. Ролик бы побил все рекорды по популярности.

«Я хотел, чтобы меня заметили»

— Границу ты пересек в районе тогда еще советской Эстонии. Когда летел — успевал  разглядывать, как пасутся коровы и ездят машины?

— Я летел на высоте 600 метров — мало что можно было  разглядеть. Кроме того, я был полностью сконцентрирован на полете.

— Но истребители, которые нарезали вокруг тебя круги,   видел?

— Видел (см. пункт 3 схемы. — Прим. ред.). Самолет облетел пару раз и больше не возвращался.

— С жизнью попрощался?

— Очень испугался, конечно, подумал: наступает решающий момент. Либо все будет хорошо, либо конец… Но когда самолет улетел, стало ясно, что цель будет достигнута.

— А зачем ты отключил связь и ушел на низкую высоту?

— Я ничего не отключал, просто был на другой частоте и ничего не слышал. И не снижал высоту, всегда летел на высоте 600 метров, потому что хотел, чтобы меня заметили.

— Это правда, что, когда ты исчез с радаров авиадиспетчеров Финляндии, в Финском заливе на воде было обнаружено масляное пятно.  И что финны проводили спасательную операцию, за что потом  выставили  счет на 100 тысяч долларов?

— Они высылали вертолет и хотели  выставить счет, но потом передумали. Поняли, что все это было сделано мной ради мира. Я такому решению, если честно, обрадовался, потому что знал, что немецкие органы так бы не поступили. Нам было бы  очень трудно заплатить, хотя мы и принадлежали к среднему классу.

— На территории России где-нибудь приземлялся?

— Нет, я летел нон-стоп.

— А вот умные люди пишут, что в Хельсинки ты сел в самолет в джинсах, а в Москве вышел в красном комбинезоне!

— Все было наоборот:  в красном комбинезоне я летел. Но в Москве было холодно, поэтому после посадки надел сверху плащевое пальто.

— Все исследователи твоего полета считают, что ты что-то недоговариваешь: 5 с лишним часов от Хельсинки до Москвы — это многовато. Ну 25 лет  прошло — чего там скрывать, расскажи, как было на самом деле!

— Пять часов — это нормально: в 12.21 я вылетел из Хельсинки, в 18.43 был в Москве.  Мне пришлось нарезать много кругов, пока нашел Красную площадь.

— А как  ты ее узнал?

— По отелю «Россия», который был на карте.  С посадкой сначала были затруднения — я видел, что на Красной площади было очень много народу, трижды заходил на низкую высоту, чтобы показать людям, что хочу сесть. Но, как только набирал высоту, они  опять сходились. Поэтому и решил сесть на мосту возле Красной площади.

«Я хочу домой!»

— А что означает рисунок атомной бомбы на твоем самолете?  Вернее, целых трех!

— Никакая это не бомба. Это все было связано с моей миссией: шар символизировал планету Земля, три ноги — надежду, свободу и мир, треугольник — символ лучшей жизни. Я эту картинку сам вырезал из бумаги и прилепил. Советские следователи углядели в этом тайный смысл и преподнесли это так, что мой поступок должен был иметь такой же эффект, как атомная бомба…

— Это был самый смешной вопрос, который ты услышал на допросах?

— Был еще смешнее — когда сразу после посадки на Красной площади ко мне подошел милиционер и спросил, почему у меня нет визы. Я сказал: если бы я запросил визу, то никогда не смог бы этого сделать, и засмеялся. Милиционер при этом смеялся тоже.

— Что ты испытывал в тот момент? Счастье? Восторг?

— Чувство, что с плеч упал какой-то невероятно тяжелый груз. И еще — что в этот момент преодолел свои страхи.

— Советские люди соответствовали твоим ожиданиям?

— Я не знал, чего ожидать, но за считанные минуты после посадки меня окружило  большое количество людей, настроенных вполне дружелюбно.  Какой-то мальчик лет  15 — 16 разговаривал по-английски и переводил первые вопросы. Люди хотели знать, откуда я прилетел и зачем. Я ответил, что хотел бы поговорить с Горбачевым, которому очень симпатизировал. Я осознавал, конечно, что, совершив этот перелет, тем самым  его оскорбил, поскольку он — Верховный главнокомандующий. Но в тот момент думал,  что мир во всем мире намного важнее, чем уважение.

— Но ты понимал, что тебя накажут? Или ждал, что из Кремля выйдет Михаил Сергеевич, вынесет цветов с водкой и пригласит домой поговорить?

— Честно сказать, я думал, что мне дадут условный срок. Но после разговора с

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх