На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Саквояж

5 750 подписчиков

Музей-заповедник Зарайский Кремль — Русское и зарубежное искусство XVII – XX веков

Всего 85 фото

Этот материал посвящен двум экспозициям Музея "Зарайский Кремль" — "Русское искусство XVIII – XX веков" и "Зарубежное искусство XVII – XX веков". В 2018 году этому музею исполняется сто лет. А это значит что именно в 1918 году было положено начало музею-заповеднику и исследовательскому центру в городе Зарайске Московской области. Созданию музея в Зарайске в октябре 1918 г. предшествовал целый ряд событий, которые во многом определили судьбу учреждения. В 1910 года по инициативе председателя Зарайского общества сельского хозяйства агронома А.В. Иванова был открыт естественно-исторический музей Зарайского земства. Коллекция собиралась местными любителями естествознания, в основном, преподавателями гимназии и реального училища. Возглавила этот музей Ю.Н. Лебедева. В начале 1918 года в Зарайске при содействии эмиссара музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Леонида Михайловича Весельчакова, художника, уроженца Зарайского края, создается художественный музей на основе крупного собрания из усадьбы Келлеров в с. Сенницы. В 1922 г. в ведение музея был передан Никольский собор в Зарайском кремле. В нем начал работать музейный отдел церковной архитектуры под руководством К.В. Морозова.

В первые годы существования музея его сотрудники обследовали практически все дворянские имения в Зарайском уезде с целью сбора предметов искусства и истории. В этот период, помимо коллекции графов Келлер, в музей поступили коллекции живописи, фарфора, предметов мебели, библиотеки из имений графини Кутайсовой (село Дивово), графа Комаровского (село Городна), Гончаровых (село Ильицыно), Перле (дер. Вельяминово), Богдановых (дер. Козлово), Селиванова (дер. Бортники). Много ценных предметов поступило из других имений уезда: И.Д. Морозова (село Щурово), барона Струве (село Орешково) и т. д. Их то мы и увидим с вами. Подробно исследовать каждый экспонат я не вижу особой необходимости. Но при возможности отмечу то что привлекло именно мое внимание. Главное же — общее впечатление о музейных экспонатах музея. Его и мы постараемся с вами получить.

Музей "Зарайский Кремль" находится на территории исторического памятника — русской средневековой крепости — Зарайский кремль — вот в этом симпатичном двухэтажном здании бывшего Зарайского духовного училища (фото ниже). Музей несмотря на свои скромные размеры — очень гармоничный и насыщенный интереснейшими экспонатами. Создан он с явной любовью и отдачей. Создателям музея премногие благодарности за добрые впечатления.

Мы осмотрим две основные и очень интересные экспозиции — "Русское искусство XVIII – XX веков" и "Зарубежное искусство XVII – XX веков".
02.

Экспозиции размещены на втором этаже музея куда ведёт чу́дная чугунная лестница сама по себе являющаяся удивительным артефактом из времен дореволюционной России сохранившаяся как я понимаю просто чудом.
03.

04.

Тут же при входе в коридор второго этажа мы видим портрет графа Дмитрия Андреевича Толстого — министра народного просвещения России конца XIX века, дворянина Рязанской губернии, владевшем имениями в Зарайском и Михайловском уездах.
05.

А теперь, мы начнем с выставки "Русское искусство XVIII – XX веков" размещенной в ближнем от лестницы большом зале музея.
06.

Очень часто подобные экспозиции выглядят непрезентабельно, уныло и требуют явного внимания хранителей. Здесь же совсем другое дело. Экспозиция захватывает, она выглядит не как нагромождение собранных отовсюду и чуждых друг другу вещей, а как гармоничная легкая естественная композиция полная света и жизни. Редко такое встретишь.

В русской живописи XVIII-XX столетий портрет являлся одним из самых распространенных жанров, что было вызвано повышением интереса к человеческой личности. В зале экспонируются портреты представителей двух сословий русского общества сыгравших  значительную роль в экономической, политической и культурной жизни России — купечества и дворянства.
07.

Значительную часть экспонируемых работ, отличающуюся особой манерой исполнения, составляют портреты зарайских купцов выполненные неизвестными зарайскими художниками в конце XIX века.

Портрет зарайской купчихи Е.П. Теплицыной (вверху слева, фото ниже), портрет купца Теплицына (ниже); портрет купца в сюртуке (справа, вверху), портрет купчихи Аграфены Ярцевой (ниже).
08.

Портрет "купца в манишке с книгой", портрет "купчихи с золотой цепочкой и жемчужным ожерельем", портрет "купчихи в зеленом платье и черной шали".
09.

Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства XVIII — XX веков позволяющие познакомиться с бытом дворянских усадеб и купеческих домов. В их числе образцы мебели русских мастеров-краснодеревщиков, стеклянные стаканы и кубки с гравировкой, штофы, кубки, рюмки, чайницы, изготовленные на российских заводах и фабриках по производству стекла — они служили купечеству на домашних обедах и званых приемах.
10.

11.

12.

Шкатулка дорожная (Россия, XIX век, дерево, кость, перламутр, ткань) и курительная трубка с чубуком (Россия, первая треть XIX века, дерево, металл).
13.

Изразцы. Россия. Завод Кузнецова. XIX век. Глина, керамические краски.
14.

15.

16.

Один из разделов экспозиции посвящен культуре дворянского портрета. Представленные здесь полотна не случайное соединения несвязанных друг с другом лиц, а часть фамильной портретной галереи, основанной в последние десятилетия XVIII — первые годы XIX столетия князем А.М. Голицыным и дополнявшейся его потомками.
17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Портрет женщины с книгой.
25.

Во многом экспонаты этого зала свзяаны с историй усадьбы Сенницы Зарайского уезда — великосветских семейств графов Виельгорских, князей Шаховских и графов Келлеров. Именно из Сенниц сто лет назад в музей поступила большая коллекция предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства Европы и Азии, которую мы увидим чуть позже.
26.

Одним из смелых художественных экспериментов питерского художника Льва Бакста стал портрет графини Келлер 1902 года (в центре на фото выше). На первый взгляд он может показаться традиционным, лишенным эстетического вызова, но это впечатление обманчиво. Дело в том, что к началу XX века ростовой парадный портрет окончательно выходит из моды. Величественные полотна прошлого кажутся современникам поверхностными, в них нет глубины и психологизма, который так интересовал человека на рубеже веков. Однако Бакст не побоялся выбрать этот устаревший, как казалось окружающим, формат – и только выиграл от этого.27.

Л.С. Бакст. Портрет графини М.А. Келлер. 1902 г.

28.

29.

Переходим в другой зал. Здесь размещена экспозиция "Зарубежное искусство XVII – XX веков". Она включает в себя образцы различных школ и направлений западноевропейской живописи. Картины европейских художников зачастую принадлежавшие кисти безвестных художников пользовались успехом у представителей российской знати и украшали дворянские усадьбы. По своему уникальны экспонируемые предметы из коллекции деоративно-прикладного искусства стран Западной Европы и Востока: мебель, художественная керамика, стекло, бронза.
30.

В эпоху ренесанса господствует резьба по дереву. В экспозиции можно увидеть резные панно из дуба, изготовленные в Германии — предпололожительно сундука-кассоне, богато украшенные резьбой, инкрустацией, росписью.
31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Сервант. Италия. XVII век. Дерево, резьба.
38.

Детали отделки.
39.

40.

41.

42.

Вазы. Голландия. XVIII век. Фаянс.
43.

44.

45.

Кресла курульные. Западная Европа. XIX век. Дерево, ткань, резьба.
46.

47.

48.

Блюда декоративные. Страны Дальнего Востока. XIX век. Фарфор.
49.

50.

51.

52.

Вазы напольные. Япония. 1850-1880 гг. Фарфор, роспись, лак.
53.

54.

Бюро письменное. Россия. Первая четверть XIX века. Дерево, металл, ткань.
55.

56.

Подсвечник "Сфинкс". Россия. Первая четверть XIX века. Металл, литье.
57.

Гостиный мебельный гарнитур. Польша. XIX век. Сосна, красное дерево.
58.

59.

60.

61.

62.

Другая часть экспозиции.
63.

Два полушкафа выполненные в стиле Буль в XIX веке выделяются благодаря своим фасадам из черепахового панциря с позолоченной бронзой. Они фанерованы черным деревом и богато украшены бронзовыми накладками и мозаикой (маркетри), набранной из пластинок черепахового панциря.
64.

65.

66.

Ваза напольная. Китай. XIX век. Фарфор, металл.
67.

68.

69.

Нововведение той эпохи стал также присутствующий в экспозиции комод с выдвижными ящиками, пользовавшийся на протяжении XVIII века огромной популярностью.
70.

Особый раздел экспозиции занимают интреснейшие экземпляры холодного и огнестрельного оружия зарубежного производства XVIII — XIX веков из музейного собрания. Что интересно, в верхней части витрины две японские катаны (фото ниже).

Катана прямая и ножны. Япония. XIX век. Сталь. Ножны: дерево, лак.
Катана изогнутая и ножны. Япония. XIX век. Сталь. Кожа акулы (галюша). Ножны: дерево, лак.
Крис индонезийский (малайский) с резной деревянной рукоятью. Сталь. Рукоять: дерево, резьба, лак. Ножны: дерево, лак, самшит, кость.
Нож японский "танто" и ножны. Япония. XVIII век. Сталь. Кожа акулы (галюша), тесьма. Ножны: дерево, черный лак.
Пистолет гладкоствольный кремневый (слева). Франция. 1811 год. Железо, латунь, дерево — береза.
Пистолет нарезной (справа). Франция. Первая половина XIX века. Сталь, черное дерево.
71.

Тарелки, чашечки, чайник, кувшин, поднос, настенные украшения, вазы, умывальный набор. Англия, Германия, Франция, западная Европа, Саксония, Австрия.
72.

Бюст Антонио Кановы (итальянский скульптор). Автор Grassi. Бисквит, фарфор.
73.

74.

Часы. Франция. XVIII век. Дерево, металл, стекло.
75.

Стол. Франция. XIX век. Дерево, красный мрамор, металл.
76.

77.

Пожалуй, это все, ну если только еще пара музейных витрин со стеклом и фарфором в музейном коридоре.
Комментировать тут особо нечего.
78.

79.

Наверное, еще стоит сказать, что сейчас на первом этаже проходит выставка выдающегося художника, народного художника России, члена Союза художников России, мастера пейзажной живописи, Михаила Георгиевича Абакумова (25 февраля 1948, Коломна, Московская область, РСФСР — 19 июля 2010) . Многие его полотна посвящены его родному городу Коломне. Есть тематические полотна и из Зарайска.

80.

81.

82.

М.Г. Абакумов. Весна разгорается. 1985 год. Холст, масло.

83.

84.

М.Г. Абакумов. Первый снег. 1989 год. Холст, масло.

На этом пожалуй и закончим осмотр Музея "Зарайский Кремль". В общем музей оставил самые добрые, трепетные впечатления. Редко такие ощущения испытываешь посещая музеи Подмосковья. Чувствуется что занимаются этим нужным делом увлеченные и искренние люди. Спасибо организаторам и всем музейным специалистам-искусствоведам!
85.

Источники:

Материалы Музея-заповедника "Зарайский Кремль"

© Vladimir d’Ar, 2018

Зарайский Кремль — древняя русская крепость
Выставка &quo

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх